Найти тему
Таня Рязанова

Как стать индуистом не индийцу?

Практически все индуистские Храмы открыты для не-индуистов. Я говорю про посетителей, которые приходят в темплы к богу и брамину, не про туристов с телефонами и фотоаппаратами. Ты приходишь также как все остальные и делаешь то же, что делают все остальные: правой рукой звонишь в колокол на входе, правой рукой касаешься края стены у гарбхагрихи, проводишь ладонями над огнём и перед своим лицом, складываешь руки ладонями вместе в "намасте", зажигаешь благовония, оставляешь подношения богам, принимаешь от брамина святую воду или опускаешь голову, чтобы он мог оставить на твоём лбу тилак.
Когда я пришла в темпл в первый раз, я ничего не знала. Мой брамин подвёл меня к гарбхагрихе и начал рассказывать о своих богах, ритуальной службе и прасаде. Потом в темпле Рудрешвара у водопада Арвалем.
Ольга провела меня вокруг гарбхагрихи и показала самое намоленное и энергетически сильное место во всех храмах - середина задней стены, на высоте среднего человеческого роста. К этому месту все индусы, совершая ритуальный обход по кругу, прикладываются лбом и ладонями. В этом месте стена имеет другой цвет: краска стёрта, камни отполированы лбами. Когда прикасаешься к этому месту, чувствуешь, что стена дышит, горит и вибрирует. Это ощущение невозможно придумать, и я не знаю, как его передать. Ты чувствуешь, как искренне верят все, кто прикоснулся к этому месту до тебя, и вместе с ними веришь тоже.
Именно в темпле Рудрешвара я спросила брамина в первый раз: "Как я могу стать хинду, если я не была рождена как хинду?" Брамин сказал мне: "Ты не можешь стать хинду". Я спросила: "Я никогда не смогу стать хинду?" И он сказал: "Сейчас ты не можешь стать хинду".

2017, Карнатака, Индия, фото из семейного архива
2017, Карнатака, Индия, фото из семейного архива


Потом я спросила об этом брамина в моей деревне. "Ты сможешь стать хинду, если выйдешь замуж за хинду, придёшь в его дом и будешь жить как хинду, вместе со всей его семьёй".
Потом я спросила об этом моих дорогих друзей - индуистскую семью из Маргао. Пралхад сказал мне: "Если ты не можешь выйти замуж за хинду, то должна просто жить среди хинду. Ты должна соблюдать все обычаи, содержать свой маленький темпл (у каждого индуиста есть место для ритуальных служений в доме и во дворе перед домом), вести образ жизни хинду, и тогда slowly, slowly, через два года или три, ты сможешь стать like hindu.
Like hindu!
Эти слова покорили меня. Во всех мировых религиях, стремящихся к господству и обогощению, ты можешь стать последователем очень легко - достаточно пройти определённый обряд, заплатить денег и - вуаля! - ты христианин, мусульманин, иудей, буддист. Где-то обряды сложнее и дольше (как гиюр в иудаизме), где-то - совершенно формальные и двухчасовые (как крещение в христианстве), но всегда во всех религиях ты можешь стать последователем просто, как выйти в соседнюю комнату или надеть чужое пальто. Здесь же мой друг сказал мне: 2-3 года полного погружения в жизнь хинду, 2-3 года ежеминутного наблюдения и служения, 2-3 года смирения и терпения и может быть (!) медленно-медленно (!) ты станешь как (!) хинду...
Я спросила другого моего знакомого из Агры, как я могу стать хинду, если я не была рождена как хинду. Он - из касты браминов, вайшнав, очень близок сейчас с Обществом сознания Кришны. Он рассказал мне о Вриндаване и Мадхуре, рассказал о дикше - обряде посвящения, когда гуру даёт тебе новое духовное имя и мантру для повторения. Но он сказал также, что это нельзя сделать в любом месте и с любым священнослужителем, потому что очень много мошенников, которые проведут этот обряд только ради денег, ничего не объяснив и ничего мне на самом деле не дав. Я спросила его: что насчёт того, что я должна жить как хинду? Он ответил: "Это само собой разумеющееся, ты не можешь получить дикшу прежде, чем будешь знать, как живут хинду, и прежде, чем сама начнёшь жить как хинду".

2017, Гоа, Индия, фото из семейного архива
2017, Гоа, Индия, фото из семейного архива

Тогда я спросила Uday: "Почему все говорят мне разные вещи?".
Он ответил: "Все говорят тебе одно и то же".
"Но один человек сказал, что я могу получить дикшу и стать хинду!"
"Да, но только после того, как ты будешь жить как хинду".
"Но я могу жить как хинду!"
"Да, но только если ты выйдешь замуж за хинду".
"Но я же могу просто жить среди хинду и так, как живут хинду".
"Ты можешь, но ты всегда будешь снаружи, ты никогда не увидишь того, что внутри. Смотри, есть очень много мелочей - приготовление пищи, содержание дома, ношение определённой одежды, ритуалы в маленьком темпле перед домом, значение дней недели и дней лунного месяца... Всего так много. Наши дети растут в этом, они видят это в своих родителях, в старших родственниках, они впитывают всё это. Очень часто мы даже не знаем значение или историю происхождения того или иного ритуала, мы просто соблюдаем это, и делаем так уже многие тысячи лет. Как ты можешь стать хинду, проживя в деревне всего 2-3 года? Ты многое будешь знать, многому научишься, ты многое увидишь в темпле и узнаешь от других женщин, но ты всё равно будешь снаружи, ты не будешь в семье хинду".
"Но, Uday, получается, что я не могу быть хинду?"
Uday часто смотрит на меня как на неразумного ребёнка, которому всё приходится объяснять по несколько раз. Он объясняет на английском, который не родной для нас обоих. Поэтому всегда делает это медленно и обстоятельно, постоянно убеждаясь, что я не потеряла нить разговора и всё ещё его понимаю. По его лицу я вижу, что он формулирует для меня ответ, и это трудно ему даётся.
Упрощаю:
"Так я никогда не смогу стать хинду?"
Смотрит на меня с грустной иронией, качает головой по-индийски, улыбается и отвечает мне словами брамина из темпла Рудрешвара:
"Сейчас ты не можешь стать хинду".
В индуизме не очень распространён обряд посвящения. Как я уже сказала, индуисты никогда не гнались ни за мировым господством, ни за деньгами миссионеров и прихожан. Многие индуисты считают, что быть индуистом можно, только родившись индусом. А вот Верховный Суд Индии, давший в 1966 году определение индуизму, никаких национально-этнических характеристик туда не включил. Ритуалы и обряды - дело наживное. Согласно этому определению я уже почти индуистка - по образу жизни, ценностям и мышлению. И совсем неважно называю я свою внутреннюю религию "индуизмом" или нет.