Найти тему

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПОЛУЗАБЫТОМ ПРЕДШЕСТВЕННИКЕ ВИКТОРА ЦОЯ


.


До Виктора Цоя в России, в русской поэтической культуре был Семен Надсон, поэт, проживший всего двадцать четыре года. Про Семена Надсона , по которому сходили с ума девушки, и юноши, а затем, и люди старшего поколения, можно сказать, как про своего рода самую первую поэтическую рок- звезду девятнадцатого столетья. Именно, Виктор Цой девятнадцатого века, (второй его половины). Такой же, как Цой, полный протеста, и красивый внешним образом. Разве песни Цоя "Звезды останутся здесь", "Танец," и другие его композиции, c альбома Ночь, не Надсон 20 века? Или, ранняя песня Цоя, Море? В России же Надсон был очень популярен, вначале у студентов, которые буквально носили своего кумира, как выразителя своего поколения на руках, а после ранней смерти поэта, возникла мода на Надсона захлестнувшая уже всю Россию. Надсона можно смело назвать самой первой поэтической рок звездой, потому, что ни к кому из поэтов 19 века, так не относились, как , позднее, относились только к рок- звездам. В чем же была причина популярности Надсона? Объясняется мода на Надсона, и запоздалой волной романтизма хлынувшей в Россию, в пору, когда на западе Романтизм исчерпал себя, и волнующим очарованием его стихов, и психологией той эпохи, и настроениями тех лет. Состояла она, наверное, и в том, что Семен Надсон возник в русской литературе - как самый первый студенческий, и молодежный поэт. А что можно сказать о Семене Надсоне, как о поэте, в чем состоит - узнаваемый магизм его лирики?

Многие поэты и критики к Надсону относились скептически,(особенно, в двадцатом веке) , в их числе были и Маяковский и Блок. Однако, Надсон по настоящему одаренный поэт, и даже, не смотря на то, что писал он одними банальностями и штампами, (в чем его нередко упрекали, и упрекают) у Надсона они звучат, ( ибо у талантливого поэта звучат и штампы, а у не талантливого не звучат и яркие метафоры.) Следует, так же, отметить, особенную по надсоновски бурлящую, очень чистую ,свежую энергию его слога, и красоту, а так же, самые неожиданные повороты и ходы - порой наивные, но все равно, волнующие. У другого поэта такие ходы звучали бы смешно. А у Надсона они звучат сильно, и задевают душу. Стихи Семена Надсона, может быть, не назовешь прекрасными - но написаны они по словесной ткани очень красиво и музыкально.

Встречаются поклонники его лирики и в наш век.



Цветы

.
Я шел к тебе... На землю упадал
Осенний мрак, холодный и дождливый...
Огромный город глухо рокотал,
Шумя своей толпою суетливой;
Загадочно чернел простор реки
С безжизненно-недвижными судами,
И вдоль домов ночные огоньки
Бежали в мглу блестящими цепями...

Я шел к тебе, измучен трудным днем,
С усталостью на сердце и во взоре,
Чтоб отдохнуть перед твоим огнем
И позабыться в тихом разговоре;
Мне грезился твой теплый уголок,
Тетради нот и свечи на рояли,
И ясный взгляд, и кроткий твой упрек
В ответ на речь сомненья и печали,-
И я спешил... А ночь была темна...
Чуть фонарей струилося мерцанье...
Вдруг сноп лучей, сверкнувших из окна,
Прорезав мрак, привлек мое вниманье:

Там, за зеркальным, блещущим стеклом,
В сиянье ламп, горевших мягким светом,
Обвеяны искусственным теплом,
Взлелеяны оранжерейным летом,-
Цвели цветы... Жемчужной белизной
Сияли ландыши... алели георгины,
Пестрели бархатцы, нарциссы и левкой,
И розы искрились, как яркие рубины...
Роскошные, душистые цветы,-
Они как будто радостно смеялись,
А в вышине латании листы,
Как веера, над ними колыхались!..

Садовник их в окне расставил напоказ.
И за стеклом, глумясь над холодом и мглою,
Они так нежили, так радовали глаз,
Так сладко в душу веяли весною!..
Как очарованный стоял я пред окном:
Мне чудилось ручья дремотное журчанье,
И птиц веселый гам, и в небе голубом
Занявшейся зари стыдливое мерцанье;
Я ждал, что ласково повеет ветерок,
Узорную листву лениво колыхая,
И с белой лилии взовьется мотылек,
И загудит пчела, на зелени мелькая...
Но детский мой восторг сменился вдруг стыдом:
Как!.. в эту ночь, окутанную мглою,
Здесь, рядом с улицей, намокшей под дождем,
Дышать таким бесстыдным торжеством,
Сиять такою наглой красотою!..
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ты помнишь,- я пришел к тебе больной...
Ты ласк моих ждала - и не дождалась:
Твоя любовь казалась мне слепой,
Моя любовь - преступной мне казалась.

С. Надсон

* * *

.
Давно в груди моей молчит негодованье.
Как в юности, не рвусь безумно я на бой.
В заветный идеал поблекло упованье,
И, отдаленных гроз заслышав громыханье,
Я рад, когда они проходят стороной.

Их много грудь о грудь я встретил, не бледнея.
Я прежде не искал,— я гордо ждал побед.
Но ближе мой закат — и сердце холоднее,
И встречному теперь я бросить рад скорее
Не дерзкий зов на бой, а ласковый привет.

Я неба на земле искать устал... Сомненья
Затмили тучею мечты минувших дней.
Мне мира хочется, мне хочется забвенья.
Мой меч иззубрился, и голос примиренья
Уж говорит со мной в безмолвии ночей.

* * *

.
...И крики оргии, и гимны ликованья
В сияньи праздничном торжественных огней,
А рядом - жгучий стон мятежного страданья,
И кровь пролитая, и резкий звон цепей...
Разнузданный разврат, увенчанный цветами,-
И труд поруганный... Смеющийся глупец -
И плачущий в тиши незримыми слезами,
Затерянный в толпе, непонятый мудрец!..
И это значит жить?.. И это - перл творенья,
Разумный человек?.. Но в пошлой суетне
И в пестрой смене лиц - ни мысли, ни значенья,
Как в лихорадочном и безобразном сне...
Но эта жизнь томит, как склеп томит живого,
Как роковой недуг, гнетущий ум и грудь,
В часы бессонницы томит и жжет больного -
И некуда бежать... и некогда вздохнуть!
Порой прекрасный сон мне снится: предо мною
Привольно стелется немая даль полей,
И зыблются хлеба, и дремлет над рекою
Тенистый сад, в цветах и в золоте лучей...
Родная глушь моя таинственно и внятно
Зовет меня прийти в объятия свои,
И всё, что потерял я в жизни невозвратно,
Вновь обещает мне для счастья и любви.
Но не тому сложить трудящиеся руки
И дать бездействовать тревожному уму,
Кто понял, что борьба, проклятия и муки -
Не бред безумных книг, не грезятся ему;
Как жалкий трус, я жизнь не прятал за обманы
И не рядил ее в поддельные цветы,
Но безбоязненно в зияющие раны,
Как врач и друг, вложил пытливые персты;
Огнем и пыткою правдивого сомненья
Я всё проверил в ней, боясь себе солгать,-
И нету для меня покоя и забвенья,
И вечно буду я бороться и страдать!..

В ТОЛПЕ

.

Не презирай толпы: пускай она порою
Пуста и мелочна, бездушна и слепа,
Но есть мгновенья, когда перед тобою
Не жалкая раба с продажною душою,
А божество - толпа, титан - толпа!..
Ты к ней несправедлив: в часы ее страданий,
Не шел ты к ней страдать.... Певец ее и сын,
Ты убегал ее проклятий и рыданий,
Ты издали любил, ты чувствовал один!...
Приди же слиться с ней; не упускай мгновенья,
Когда болезненно-отзывчива она,
Когда от пошлых дел и пошлого забвенья
Утратой тяжкою она потрясена!..

С. Надсон

Семен Надсон (1862-1867)
Семен Надсон (1862-1867)