РЖД в ближайшие годы получат несколько тысяч вагонов с душем. Сейчас они уже курсируют в поездах по всей России. Однако принять душ не так-то просто, убедился я на днях.
Речь идет о двухвагонных купейных и плацкартных сцепах. Сейчас они включены в составы фирменного поезда «Белогорье» сообщением Москва – Белгород и нефирменного поезда №99/100 сообщением Москва – Владивосток.
Некоторое время тому назад я ехал на белгородском поезде. Душ принять не пытался, только сфотографировал.
Но судя по тому, что я идел людей, которые туда заходили и выходили с мокрой головой и полотенцем – работал он исправно.
Вообще, в обычном купейном или плацкартном вагоне нового модельного ряда душ находится в одном из санузлов. Он туалета он отделен перегородкой.
В этот раз я ехал в штабном вагоне. Здесь душ для пассажиров расположен в туалете для маломобильных пассажиров. Второй душ – в одном из купе, но он для служебного пользования.
Я решил воспользоваться благами цивилизации. Душ в вагоне устроен так. Сперва с помощью рожкового смесителя нужно отрегулировать температуру воды, а чтобы она полилась, необходимо нажать на кнопку. Вода льется секунд 20, потом надо нажимать снова. Это сделано для того, чтобы пассажир не встал на полчаса под воду. Все-таки ее количество в вагоне ограничено, хоть и 1600 литров.
Вода уходит в отверстие в полу. В общем, пришел я принимать душ. Включил воду максимально горячую, чтобы «пролить». Раз нажал – холодная, два – холодная, три, пять, десять... Нет горячей воды.
Выругался, оделся, вышел.
«Вообще-то это туалет для маломобильных», – сделала мне замечание проводница.
«Я хотел принять душ», – ответил я.
«Об этом нужно предупреждать заранее», – сказала сотрудница штабного вагона.
«Предупреждаю. Хочу принять душ», – говорю.
«Он будет греться час. Надо за час предупреждать. Потому что там бак перегревается, воды вообще не будет», – продолжает она.
«То есть, если я хочу принять душ утром, я должен проснуться за час и сходить к проводнику?» – спрашиваю.
«Совершенно верно».
Мой поезд прибывал на нужную мне станцию в 5 утра и вставать в три ночи, учитывая что на часах было полвторого, в мои планы не входило. Я решил махнуть рукой на душ. Однако при побудке за полчаса до прибытия, проводница зачем-то сказала, что «душ готов». Очевидно, что воспользоваться им я не успел бы. Но температуру воды проверил. При включенном в «самое горячее» положение смесителе она была «летней». Градусов 25, не больше.
Судя по тому, что проводница в целом была не особо любезной и сервис отсутствовал в вагоне даже на уровне предложения чая, я думаю, что историю про перегревающийся бак она или придумала, или ее просто не научили пользоваться новым вагоном. Ибо в белгородском поезде такой проблемы не было (там была другая – из крана в раковине текла слишком горячая, обжигающая руки вода, но после обращения к проводнику, ее температуру отрегулировали).
Короче говоря, закупить и запустить вагоны с душем недостаточно. ФПК, конечно, следовало бы научить персонал работать с вагонной сантехникой. Особенно в поезде, который претендует на то, чтобы получить №1/2 и занять место «России». Особенно в штабном вагоне.