Найти в Дзене
С Богом по жизни

Что значит слово «церковь»?

Оглавление

Когда Бог сотворял небо и землю, при этом присутствовали ангелы: “При общем ликовании утренних звезд... все сыны Божии восклицали от радости” (Иов. 38:7). Еще до того как сотворить вселенную, Сущий (Исх. 3:14) уже имел план для Своего народа. В Своем безграничном разумении и любви Он задумал посредством крови Иисуса создать экклесиа, призванный народ, обычно называемый церковью (Еф. 1:7-9; 3:21; 1 Пет. 1:18-21).

В этой церкви перед восхищенным взором мириадов ангелов должна была открыться Божья премудрость (Еф. 3:10, 11). Задолго до того как Иисус обещал создать Свою экклесиа, Свою церковь, ангелы знали, что должно появиться нечто удивительное, и они наклонялись, чтобы увидеть это (греч. паракипто; 1 Пет. 1:12). То же слово употреблено в Ин. 20:11: Мария “наклонилась во гроб”.

Ни ангелам, ни людям божественная цель тогда полностью не была открыта. Это была тайна (Еф. 3:3, 4). Никакой глаз не видел, никакое ухо не слышало и никакое сердце не представляло то хорошее, что должно было осуществиться в церкви (Ис. 64:4; 1 Кор. 2:9, 10).

Пророки старательно искали смысл того, что сами написали (Мф. 13:17; 1 Пет. 1:10). И вот, в соответствии Божьим назначенным годом, месяцем, днем и часом, настала полнота времен. Наконец многоразличная премудрость Божия стала известна через церковь начальствам и властям на небесах (Гал. 4:4; Еф. 3:10, 11; Отк. 9:15).

ПРИЗВАННЫЙ ПО ВСЕМУ МИРУ НАРОД

Для газетчиков, да и для других тоже, слова “церковь Христова" означают еще одну конфессию. Правда, и некоторые члены церкви используют конфессиональную лексику, говоря, например, “проповедники церкви Христовой”, "общины церкви Христовой" и т.д.

Христианин Альбин Лоури, прибыв на воинскую службу в немецкий город Франкфурт, открыл телефонный справочник в надежде найти в нем церковь Христа, которая на немецком пишется Kirche Christi, но там ее не было. А нашел он Gemende Christi, что значит “общество Христа".

Немецкое слово gemende заставляет вспомнить Иисусово слово экклесиа, которое переводится как “церковь", но означает "призванные". Это слово отражает план Отца в любви благословить всех людей, если они станут Его призванным народом, Его отделенным обществом (Мф. 16:18).

То слово, которое использовал Иисус, само по себе не имело религиозного смысла. Греческая мифология рассказывает о некоем Орфее, у которого была своя экклесиа — несколько диких животных, слушавших его во фракийских горах. Лука назвал этим словом сход граждан Эфеса — собрание ремесленников города (Деян. 19:39).

Лука также употребил это слово, описывая сборище, шумное и беспорядочное, толпу, собранную, чтобы излить злобу на Павла (Деян. 19:32, 40). Этим же словом он назвал израильский народ, вызванный из Египта и направленный в землю обетованную (Деян. 7:38). А еще Лука использовал это слово так, как Иисус: по отношению к тем людям, которые ответили на зов Иисуса: “Придите ко Мне" (Мф. 11:28; 16:18; см. Деян. 2:47).

Большинство английских Библий ошибочно переводят экклесиа словом “церковь", которое, согласно Словарю Вебстера, означает "особое здание для проведения публичных богослужений”. При таком определении слово “церковь" не имеет никакой связи с Иисусовым словом экклесиа.

Надо сказать, первый английский перевод Нового Завета с греческого языка (осуществленный Уильямом Тиндэйлом в 1525 г.) слово экклесиа истолковывал не как “церковь", а как “собрание". Пятьдесят четыре переводчика так называемой Версии короля Иакова имели перед собой перевод Тиндэйла и знали, что он точен. Тем не менее, король Иаков I, глава англиканской церкви, запретил им следовать Тиндэйлу. Слово экклесиа он велел переводить не как “собрание", а как “церковь".

В результате англоязычный мир обременен словом, которого не было у вдохновенных авторов. Александр Кэмпбелл в своем переводе вслед за Тиндэйлом использует правильное слово, но в массах все же предпочтение отдается привычному слову “церковь" из Версии короля Иакова.

Хотя слово “церковь" — не лучший перевод, оно не противоречит Библии, если не вызывает у людей ассоциацию с материальным зданием. Призванный Господом народ — действительно здание, но не материальное. Это духовный дом, составленный из живых камней (1 Пет. 2:5); христиане — это “Божие строение" (1 Кор. 3:9). Грешники призваны Богом “из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2:9).

МЕСТНОЕ СОБРАНИЕ

Со времени своего крещения в одно тело призванного по всему миру народа христиане созваны — не призваны, а созваны вместе в экклесиа, причем то же самое слово в этом контексте означает местное собрание (1 Кор. 11:18; 14:23). Кроме экклесиа, Святой Дух для описания местного собрания использовал другое слово: синагоге, что значит “совместное управление, община, собрание" (Иак. 2:2).

Любящие Бога никогда по доброй воле не пропустят своего собрания (греч. эписинагоге; Евр. 10:25). Помимо того факта, что не оставлять собрания является божественным повелением, они находят удовольствие в общении друг с другом. Нормальные люди дружелюбны. “Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат" (Прит. 18:24). Стремиться к одиночеству ненормально: “Прихоти ищет своенравный, и восстает против всего умного" (Прит. 18:1).

В своем собрании христиане наставляют "друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (Евр. 10:25). Какого дня? Судного? Такой смысл представляется невозможным, потому что “о дне... том и часе никто не знает” (Мф. 24:36); день этот придет, словно вор (1 Фес. 5:4).

Какого дня? Дня разрушения Иерусалима в 70 году? Люди могли видеть его приближение, но в тот день христианам было велено не собираться: “Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы” (Мф. 24:16).

Какого дня? Дня Господня? Первого дня недели? Христиане могли видеть, как видят и сейчас, приближение этого дня. Они могут видеть его с понедельника по субботу. Павел, хоть и очень торопился, “пробыл семь дней” (с понедельника по воскресенье) в Троаде, чтобы, собравшись вместе с другими христианами, преломить хлеб в первый день недели (Деян. 20:6, 7; см. также ст. 16). Он задержался на семь дней и в Путеоле — видимо, с той же целью, что и в Троаде (Деян. 28:13, 14).

В 101 г. Игнатий писал, что христиане “уже не соблюдают субботы, а живут в соблюдении дня Господня, в который благодаря ему началась наша жизнь". В 150 г. Иустин Мученик писал, что для христиан “соблюдение Господней вечери каждое воскресенье по-прежнему представляет и составляет важнейшую часть богослужения”. Учение двенадцати апостолов, документ II века, говорит, что “в каждый день Господень [христиане] собирались вместе [для] преломления хлеба и благодарения”.

ВСЕЛЕНСКОЕ СОБРАНИЕ

Кульминацией и конечной целью плана Отца является вселенское собрание, радостное общение духов праведников, достигших совершенства во все века. Они присоединятся к неисчислимому собранию ангелов, и будет общее, всеобъемлющее “торжествующее собрание", панегирис (Евр. 12:23). Это вдохновенное слово состоит из двух слов: пан, что значит “все", и агирис — “собрание".

В особый праздничный день израильтян Господь повелел: “Ты будешь только веселиться” (Втор. 16:15). Греческий перевод Ветхого Завета называет такой праздник панегирис (Иез. 46:11; Ос. 2:11; 9:5). У греков панегирисом были торжества, связанные с Олимпийскими играми. У христиан панегирис — это нескончаемое празднество с искупленными всех веков, со всей Божьей семьей на небесах и на земле, человеческой и ангельской (Еф. 3:15).

В каком-то смысле христиане уже приобщаются к панегирису, ибо в Евр. 12:22 автор послания использует глагол совершенного вида. Уже сейчас они духовно вместе с Богом и со всеми, кто на стороне Бога, живыми и мертвыми, хотя пространственно и отделены от них. Однако в самом полном смысле, пока христиане не сядут в небесном царстве с Авраамом, Исааком и Иаковом — пока не увидят Божьего лика и великий белый престол — вселенское собрание все еще дело будущего (Мф. 8:11; Отк. 20:11; 22:4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, “церковь" — это группа, общество, призванных Богом людей. Другими словами, членами этой группы являются ответившие на Божий зов оставить грех и жить послушно Его воле. Они регулярно собираются, чтобы поклоняться Ему, и в конце времен присоединятся к собранию всех послушных Божьих последователей на небесах.

Церковь Христа