Найти тему

"Красный Барон" фон Таубе - забытый революционный генерал

«Белая армия, Черный Барон

Снова готовят нам царский трон», —

разворачиваясь в марше, распевали борцы за светлое будущее всего человечества. С тех пор уже минуло почти сто лет. Если спросить, кто таков этот Черный Барон, многие тут же ответит, что речь идет о генерале Врангеле, предводителе белого воинства Юга России.

Однако если спросить: «А кто такой Красный Барон?», — то ответит лишь специалист, да и то скорее всего начнет вспоминать немецкого аса времен Первой Мировой Манфреда фон Рихтгофена. Между тем имя нашего собственного российского "Красного Барона" в свое время звучало куда как громче, чем малоизвестное в ту пору прозвище немецкого летчика. По сути, во многом именно ему Советская власть обязана тем, что дни ее окончились не в 1918-м году. Сегодня можно по-разному относиться к действиям этого человека, однако в любом случае то, что он был практически забыт даже в советские времена — вопиющая историческая несправедливость.

А.А. фон Таубе
А.А. фон Таубе

Потомок опричника

"Красного Барона" звали Александр Александрович фон Таубе, генерал-лейтенант Генерального штаба - первый генерал, поддержавший власть большевиков. Он не был политиканом, не имел родства среди представителей новой власти (как, скажем, генерал М. Д. Бонч-Бруевич), не был он ни трусом, ни приспособленцем, ни авантюристом. Более того, он стал на путь честного и энергичного служения большевистской идее еще до того, как Ленинская партия взяла власть.

Но обо всем по порядку. Баронский род фон Таубе был известен в России со времен Ивана Грозного. Во время первой ливонской войны грозный монарх взял в плен некоторое количество рыцарей. Общение с ними натолкнуло царя на мысль создать нечто вроде военно-монашеского ордена под собственным руководством в шаговой доступности от Кремля. Все пленники немедля были записаны в новый орден, получили права русского дворянства и стали активными участниками движения, именуемого опричнина. Среди этих рыцарей был и предок русского баронского рода фон Таубе.

Кроме громкого титула, Александр Александрович особых богатств не унаследовал. Родился он в Павловске в семье инженера-путейца, получил хорошее военное образование, закончил военную гимназию, затем Михайловское артиллерийское училище, несколько позже Николаевскую академию Генерального штаба. Весьма достойно участвовал в русско-японской, а затем и 1-й Мировой войне. Был награжден семью орденами и золотым Георгиевским оружием «За отвагу». В Мировую войну вступил, командуя дивизией. В 1915 был тяжело контужен и в следующем году, после выздоровления, направлен в Омск начальником штаба округа. В новой должности он аттестовался как чрезвычайно грамотный и энергичный военный начальник, словом, классические этапы пути примерного служаки. Как говориться, ничего не предвещало грозы...

Герб рода фон Таубе
Герб рода фон Таубе

Ночной визит

Сложно сейчас говорить, что творилось в душе генерала, получившего возможность осмыслить происходящее в более-менее спокойной обстановке. Да, он видел косность и инертность государственного аппарата; да, считал войну ненужной и гибельной для России. Однако так считали многие. В том числе и среди офицерского корпуса. Но к действиям не переходили. Но вскоре после февральской революции 1917г. с генералом случается некое событие, резко меняющее не только жизнь самого Александра Александровича, но во многом и судьбу России. Своего рода, спусковой крючок.

Однажды поздно вечером генерал-лейтенант фон Таубе застал в своем кабинете служащего в штабе округа денщика-буфетчика, пытавшегося выкрасть коды шифров. По законам военного времени его надлежало расстрелять по обвинению в шпионаже - для острастки прочих любителей копаться в совершенно секретных документах военного ведомства. Однако в этом случае дело пошло совсем не так. Возмущенный генерал потребовал объяснений у денщика, который по совместительству оказался одним из руководителей омской ячейки большевиков. Между ними завязался оживленный и, видимо, содержательный разговор, который завершился приглашением горе- похитителя к его высокопревосходительству домой на чай.

С этой самой поры политические взгляды царского генерала, и без того слывшего человеком склонным к демократическим новшествам, сформировались окончательно и бесповоротно. Начальник штаба военного округа не просто примкнул к большевикам, а фактически возглавил их военную организацию. На его фоне лейтенант Шмидт вместе со всем крейсером «Очаков» выглядят довольно блекло. В руках чрезвычайно деятельного, умного и целеустремленного фон Таубе оказалась огромная территория Сибири и около двухсот тысяч штыков и сабель!

Все попытки как непосредственного руководства, так и подчиненных остановить его натыкались на стену штыков Омского гарнизона. Он с энтузиазмом занялся формированием Красной Гвардии и демократизацией частей округа. Именно по предложению генерала Таубе поезд с царской семьей, направлявшийся к морю, где их должен был принять на борт английский крейсер, был повернут в Тобольск, где бывший император оказался под неусыпной охраной революционных солдат. Благодаря ему в Сибири сохранялся порядок, однако «реакционное» офицерство и генералитет безжалостно вычищались из воинских частей, наиболее рьяные вроде руководства казачьего круга были подвергнуты аресту. Более того, по приказу генерала фон Таубе четверть средств всех полковых касс были переданы на нужды Советов. Монархическая либеральная общественность немедленно подняла шум, обвиняя начальника штаба округа в шпионаже в пользу Германии (тут-то и припомнились ему немецкие корни). Строго говоря, у общественности были на то веские основания: шла война, фон Таубе был действующим генералом на высоком военно-административном посту, а фронт получал из Омского ВО подкрепления, насквозь пропитанные большевистским духом. Такие, что лучше было воевать и вовсе без них.

Негодуя по поводу такого самоуправства и столь вольного трактования «демократизации армии», глава Временного Правительства Керенский послал в Омск нового командующего округом, а заодно и военного прокурора для расследований деятельности Красного Барона. Однако Военно-Окружной комитет отказался принимать какие-либо его распоряжения без подписи начальника штаба округа. Когда же командующий попытался силой решить проблему, его попросту арестовали и под конвоем отправили обратно в Петроград. И военного прокурора вслед за ним. Как раз в это время происходил так называемый «мятеж генерала Корнилова», так что, под шумок, посланцы Керенского были попросту обвинены в корниловщине.

Революционный Омск
Революционный Омск

«Непонятный генерал» - спаситель революции

Но Временное Правительство не оставляло надежд сместить чересчур самостоятельного генерала, фактически контролировавшего всю Сибирь. В октябре 17-го он был вызван в Генеральный штаб для отчета по делам округа. Местные Советы, уже открыто выступавшие против Временного Правительства, не рекомендовали ему ехать. Однако же фон Таубе, верный дисциплине (как он ее понимал), направился в Петроград. Там он сразу был взят под стражу, и скорее всего расправа над Красным Бароном была бы неминуема, когда б на его удачу в столице не произошел Октябрьский переворот. И оставшийся без охраны генерал немедля запросил у новой власти разрешения отбыть в Омск.

В первый момент у столичных большевиков случился психический ступор, поскольку к этому времени в центр из Омска уже летели телеграммы с требованием вернуть им революционного генерала Таубе. В первый момент в Смольном подумали, что речь идет о простой опечатке и на самом деле генерал контрреволюционный. Однако личное письмо известного большевика Косырева с подобным же требованием внесло окончательную ясность.

Первый большевистский генерал снова отбыл в Омск - и, по сути, это спасло революцию от краха. Еще ранней осенью, в пору уборочной страды, генерал Таубе распорядился отпускать солдат для сбора богатого урожая. Теперь же его предусмотрительность оказалась как нельзя кстати. Центральная часть России, отрезанная от донецкого угля и хлеба Малороссии, остро нуждалась и в том, и в другом. Организовать поставки и обеспечить их безопасное прохождение в Центр было делом крайне непростым. Однако генерал Таубе, имевший непререкаемый авторитет у солдат и кипучую энергию, блестяще справился. Вскорости только по зерну план поставок был выполнен на 120-200%!

Чужой среди своих

После восстания белочехов и Колчаковского мятежа генерал Таубе фактически возглавил борьбу с белыми в Сибири, причем делал он это весьма успешно. Но в августе 1918 г. фон Таубе - кандидат ЦИК Совета Центра Сибири, начальник штаба всех вооруженных сил Сибири, автор плана по отражению японского десанта, организатор борьбы с атаманом Семеновым и белочехами, руководитель и инициатор подготовки новых красных офицеров, - получает странное задание от руководителя сибирских большевиков Яковлева. Ему предписывалось скрытно пробраться через территории, занятые белыми, и дальше - в Москву, к Ленину, чтобы доложить о положении в Сибири. Нынче это задание представляется совершенно парадоксальным. Трудно сказать, почему выбор пал именно на этого уникального человека. Однако в любом случае авантюра закончилась крайне неудачно. В начале сентября генерал фон Таубе был арестован белогвардейцами в Бодайбо.

Энергичный, умелый и знающий генерал, невзирая на прошлые его «большевистские заслуги», оказался крайне интересен как колчаковцам, так и белочехам. При условии публичного отречения от большевиков ему предлагались весьма ответственные посты, вплоть до командования сибирской армией Колчака. Однако на все предложения Красный Барон отвечал категорическим отказом. «Мои седины и контуженные ноги не позволяют мне идти на склоне лет в лагерь интервентов и врагов трудящейся России».

Несломленный первый генерал страны Советов был приговорен к расстрелу, однако и тут смог, пусть и собственной гибелью, одолеть врагов — барон фон Таубе скончался в одиночной камере от сыпного тифа. Даже кандалы не смогли удержать такого пленника.

Но вот что странно: в советские времена в памяти «благодарных» потомков этот неоднозначный, но без сомнения, неординарный человек почему-то не удержался. Сегодня имя Красного барона знакомо лишь специалистам, занимающимся Гражданской войной в России да жителям улицы Генерала Таубе в Омске.