Найти в Дзене
Константин Согодак

Протоказачьи властители Азиатской Скифии -- Саки, Касаки, Касахи, Коссаги, Казахи,..

Реконструкция одежды людей из кургана Аржан-2, VII в. до н.э. Тува.
Реконструкция одежды людей из кургана Аржан-2, VII в. до н.э. Тува.

В противоположность Европейской Скифии, объединенной под властью царей в обширных границах от Дона до Дуная, имя Скифии Азиатской относилось к политически разрозненным народам, обитавшим на восток от Дона, в Средней Азии и на Кавказе. Здесь было несколько зачаточных государств или, просто, свободных племенных общин, которые иногда в силу необходимости создавали внушительные по размерам, но временные союзы.

Судя по клинописным надписям, в VI веке до Р. Хр. Персы знали три рода Скифов-Сака. Это были: Сака Амиргийские , при р. Мургаб на, Туранской возвышенности; Сака в остроконечных шапках , кочевавшие по Туранской низменности и за рекой Сыр-Дарьей; Сака Заморские , (Б. Г. Гафуров. История таджикского народа.) К последним, по-видимому, относились и жители Кавказа, т. к. закавказское предгорье между реками Курой и Араксом в то время называлось Областью Саков, Сакасена.

Судьбами Саков подробно занимается другой греческий автор Страбон (63 г. до Р. Хр. — 21 г. по Р. Хр.).

В Географии Страбона рассказывается, что после ухода Скифов на северные берега Черного моря, в Закавказьи и в горах южнее Каспийского моря оставался еще достаточно многочисленный и воинственный народ Сака. Эти Сака непрерывно нападали на персидские владения в Мидии и приносили большой ущерб ее населению. Персы долго не были в силах поставить им преград и их войска не раз терпели поражения от Саков. Только царю Киру Старшему удалось победить беспокойных соседей при помощи военной хитрости.

Во время одного из очередных нашествий Саков, Персы выступили против них, но снова были разбиты. Отойдя к главному лагерю, царь приказал отступать дальше спешно, под видом бегства, оставляя на, месте запасы военного снаряжения и побольше вина.

Победители, увлеченные разгромом возов и занятые содержанием бурдюков, не заметили возвращения Персов и были ими на половину уничтожены. С тех пор Саки отошли от границ Персии и не решались повторять набеги.

Для Персов победа была очень значительным событием. Память ее праздновалась ежегодно, а кроме этого каждые три года учреждались особые торжества — Сакаи, нечто вроде греческих Вакханалий, с маскарадом, плясками, песнями и поголовным пьянством.

В конце старой эры Саков-кочевников узнали Китайцы. В своих летописях они называют их Сэйки , Сэсцы , Са , Сай , Сэ , Сэу . (Н. Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т.т. 2 и 3.) Позднее в хрониках VI-VII в.в. они прибавляют к их имени приставку Кюй , называют их Кюйсэу , что в китайском начертании соответствует названию Кайсак . Вероятно уже и тогда нынешние Казахи называли себя этим именем.

Когда при династии Ахеменидов Персия окрепла и разрослась в империю, царь Кир и его приемники непрерывно стремились держать в повиновении и соседних Саков. Те, что проживали в Бактрии, признали власть персидских царей и давали им своих воинов. О них Геродот пишет (кн. 7.64):

«Сака, или Скифы носят штаны и имеют на головах высокие твердые шапки, острые в конце. Они вооружены луками своей системы и кинжалами, а на боку носят боевой топор или сагарис».

В остальных Саках Персы встречали упорных противников.

Полиен в книге «Военные хитрости» рассказывает один из эпизодов героической борьбы Саков против завоевателей Персов. В 513 году царь Дарий во главе многочисленного войска отправился на покорение непослушных Саков. Во время похода к нему привели перебежчика из степи. Это был Сак, табунщик Ширак. Израненный, с отрезанным носом и ушами, изуродованный так, по его словам, соплеменниками, он хотел им отомстить за свои раны и предложил Персам провести их тайными тропами в тыл к Сакам. Предложение было принято, но через несколько дней армия Дария оказалась в безводной и бесплодной пустыне. Догадавшись об измене, Персы угрожали Шираку смертью, но тот им ответил гордо:

«Я выиграл победу, ибо для отвращения бедствия от Саков, моих земляков, переморил Персов жаждою и голодом».

Ширак погиб, но зато Саки разгромили истощенные войска Дария. (Б. Г. Гафуров. История таджикского народа.)

Шпилька скифской царицы. Золото.  Считается, что её использовали для закалывания волос. Прорисовка рисунка сделана К.В. Чугуновым.  Предмет найден в царском кургане Аржан II (VII в д.н.э). Хранится в Национальном музее республики Тыва.
Шпилька скифской царицы. Золото. Считается, что её использовали для закалывания волос. Прорисовка рисунка сделана К.В. Чугуновым. Предмет найден в царском кургане Аржан II (VII в д.н.э). Хранится в Национальном музее республики Тыва.

Область Саков еще в начале нашей эры сохраняла свое имя — Сакасена . Следовательно, Скифы - Саки проживали здесь много веков подряд. Имя этого народа с веками должно было пройти некоторые изменения. С одной стороны, оно оказалось частично поглощено территориальным наименованьем соседей Албанов. С ними им приходилось объединяться для совместного противодействия Персам. А в других случаях, подобно тому, как и в Средней Азии, к их имени приросла приставка Ка , Кос. Саки начали называться Касаками, Касахами, Коссагами и Казахами. Памятником такой перемены и ее подтверждением служат последующее имя Сакасены — Казахия и город Казах, который стоит на р. Куре до наших дней.

Страбон пишет их новое имя Коссайи . Но нужно предполагать, что оно записано им по наслышке от других Греков в фонетическом начертании. Дело в том, что греческая буква "гамма", по произношению близкая нашему "х", перед "о" и произносится, как "й". Страбон пишет по гречески Коссайои , но если бы он писал Коссахои, то Греки все равно произносили бы Коссайи.

Страну Коосаев Страбон указывает там, где раньше находилась Сакасена:

«После гор Загрус находится горная страна Елимаев и таковая же Парайтекинов, а повыше Мидии горная страна Коссайов. В средине же их Мидия и Армения». (Страбон. География 11. 12. 4.)
«Горы ее не очень высоки, не покрыты большим количеством снега и находятся на расстоянии одной тысячи стадий от Евфрата». (Страбон 16. 1. 13. Стадия — 182 метра.)

Здесь может итти речь только о верховьях р. Евфрата, потому что ниже по течению р. Тигр отделяет ее русло от гор.

По этому поводу имеются и важные указания Китайцев. В VII веке по Р. Хр., когда Малая Азия была поделена между Византией и сильной сасанидской Персией, китайские хроники указывают, что Персия «на севере смежна с тукюэским поколением Кэсз», а владения Византии в Малой Азии находятся «прямо против тукюэского поколения Кэса». (Н. Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. 2. История династии Тхан.)

Даже если не брать в расчет головоломного китайского произношения, совершенно очевидно, что Кэса это те же Коссайи и помещены они у Китайцев, как и у Страбона, в прежней области Саков.

У всех народов из эпохи в эпоху племенные названия претерпевают своеобразные изменения. Такие же изменения прошло и наше имя. Поэтому нельзя опровергать тождественности имен Коссай, Кэса, Косаг, Казах, Касак и Казак только потому, что некоторые из них отклоняются от привычной формы. Нужно помнить, что перемены происходили в течении двух тысяч лет. Ведь и на наших глазах Киргиз-Кайсаков стали называть Казахами. Очевидно, Казах это только очередная и непременная промежуточная форма по пути от Сака до Казака .

Скифские Акинаки.  Минусинская бронза. Минусинское железо. 
Алтайская бронза. Тувинское золото.
Скифские Акинаки. Минусинская бронза. Минусинское железо. Алтайская бронза. Тувинское золото.

Таким образом, вторая половина первоначального нашего имени Ка - Саки две тысячи лет тому назад служила названием скифского народа. Решение же вопроса о значении приставок Ка, Кай или Кос заключается, вне всякого сомнения, в их особенном смысле по понятиям самих Скифов.

Вообще слог Кау многих восточных народов служит корнем слов, обозначающих превосходство, главенство. Так, например, у Китайцев као значит высокий ; у Лезгинов каголова ; у Сирийцев, Афганцев и Таджиков кабир означает великий , могущественный ; у Албанцев кабавеликий ; по «Книге Авесты», сборнику восточно-иранских песнопений, кавы — название вождей и верховных жрецов; хазарский каганцарь; монгольский и тюркский титул кахан , Марко Поло, долголетний сотрудник кахана Кубилая, переводит, как великий хан . Соответственно, Ка-Саки или Кай-Саки должно было бы означать Великие Саки, Главные Саки.

Должно однако заметить, что начертание и произношение Казак принято только у самих Казаков да у народов восточных. На западе, начиная от Русских, Украинцев и Поляков, предпочитают писать наше имя Коссак или Козак .

Разнообразие в произношении национальных имен, вещь совершенно обыденная, но в этом случае изменяется решение вопроса о значении приставки.

Слово Козак развилось соответственно из Коссай, Коссаг, Коссак. Но слог кос означал по-скифски белый цвет (Parrot. Versuch einer Eutwicklung der Sprache Abstammung Geschichte.) и, значит, имя Сайов или Саков некогда обогатилось эпитетом белые.

Казачья традиция требует произношения Казак, а не Козак , но все же без ущерба можно допустить, что существовали и Ка-Саки, Великие Саки, и Кос-Саки, Белые Саки. Когда то Белая Сирия служила, местом их кочевий да и, вообще, различение народов по цветам в старое время было широко распространено. Были, например, Болгары Серебряные и Черные, Угры Белые и Черные, Хорваты Белые, Орда Золотая, Белая и Синяя, Русь Малая и Великая, Белая, Червонная и т. п.

Навершие женской заколки для волос.  Скифское время. Горный Алтай. 
Дерево, кожа, железо.
Навершие женской заколки для волос. Скифское время. Горный Алтай. Дерево, кожа, железо.

В начале новой эры Страбон еще знает область Саков, но о самих Саках в этой области уже не вспоминает. Юг Сакасены, ее горную часть, занимает теперь страна Коссайов. Следует заметить, что Сайи — одно из скифских имен. Оно встречается, как таковое в памятниках и, следовательно, Коссай и так же, как и Коссаки , прямые потомки Скифов.

Страбон пишет:

«Коссайи, как и соседние горцы, по большей части воины-лучники. Все время они проводят в фуражировках, так как сами владеют страной малой и неурожайной. Они вынуждены питаться с на,бегов на другие племена и по необходимости сделались сильным народом; потому что каждый из них воин. Во всяком случае, тринадцать тысяч Коссайов присоединились к Елимаям, когда те воевали против Вавилона и Суз.»

Позднее в V I-VII в.в., как говорилось выше, в Сакасене указывают Коссайов и Китайцы. В X веке страна Казахия, о которой вспоминает византийский император Константин Багрянородный, помещается уже ближе к Кавказскому Хребту в северной части бывшей Сакасены. Тогда же на Донце по соседству с Днепровскими Славянами появляется новый народ, Касаки или Торки.

Пути Касаков от Закавказья к Днепру по писанным историческим памятникам могут быть восстановлены лишь частично, а зато многое узнается из археологических открытий последнего времени. Раскопанные курганы и могилы ясно указывают пути движения и места длительных остановок этого древнего народа. Археологическими изысканиями установлено, что особый тип погребений с конем принадлежит Торкам, которые назывались также Косаками и Узами (H. Д. Мец. К вопросу о Торках. Крат. сооб. Ист. Мат. Культ., вып., XIII.)

Самые ранние торческие погребения обнаружены в приморской части Северного Дагестана среди могил на древнем кладбище селения со знаменательным названи-ем — Тарки (Торки?). Их относят к III столетию до Р. Хр., ко времени наибольшей связи Предкавказья с кавказским югом.

«В предварительных сообщениях о раскопках Таркинского могильника указывался смешанный характер местной культуры приморской части Северного Дагестана в сарматскую эпоху, ее тесная связь с одновременными культурами Закавказья и северных степных районов, Предкавказья и Нижнего Поволжья». (К. Ф. Смирнов. Археологические исследования в районе селения Тарки. МИА, кн. 23.)
«Тесное общение, в том числе и торговое, древнего населения Таркинского района с Албанским государством подтверждается имеющимися археологическими материалами.» (К. Ф. Смирнов. Археологические исследования в районе селения Тарки. МИА, кн. 23.)

Албанским государством называлась когда то восточная часть Закавказья до Грузии и Армении. В нее входила и область Саков. Предполагается, что и Тарки некоторое время входили в состав Албании, которая таким образом тесно связывала Закавказье с Предкавказьем.

Кроме того, время таркинских «погребений с конем» относится к десятилетиям, непосредственно следующим за сокрушительными походами Александра Македонского. Его оружие не миновало и жителей Сакасены. «Их смелости положил конец Александр, атаковав их зимою» говорит Страбон. (Страбон. 11. 13. 6.)

Открытия археологии в соответствии с исторической обстановкой того времени указывают IV и III века до Р. Хр., как эпоху передвижения с юга на Северный Кавказ скифских племен Ка-Саков, среди которых были Торки и Берендеи.

Г. В. Губарев. Книга о Казаках. Материалы по истории казачьей древности.

-5
Продолжение темы:
Великая Скифия -- прародина Казаков.
Этноним КАЗАК известен народам Евразии с глубокой древности -- более двух тысяч лет.
Первоначальный ареал слова "КАЗАК" -- степи Казахстана и Узбекистана.
Боевой казачий генерал Коноводов И.Н. о кристаллизации Казачьей народности.
О сбережении казачьего исторического и культурного наследия. В частности, на Дону.
Казачество -- наследие Империй Великой Степи.
Воссоздание Казачьих структур, есть утврждение наследия былых степных Империй материка Евразия.
Казаки: культура или политика. Этнокультура казаков, это ого-го, та ещё -- политика!
Языческая СВАСТИКА и иные ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ-ОБЕРЕГИ в убранстве ВОЙСКОВОГО ВСЕКАЗАЧЬЕГО ПАТРИАРШЕГО СОБОРА в Новочеркасске.
Зарождение Казачества – не меньше двадцати веков тому назад.
На разных языках одно и то же собственное имя -- Ас-Саки, Кас-Саки, Казахи т. е. Казаки
Боевой казачий генерал Быкадоров И. Ф. о происхождении Казаков.
Уникальное наследие от древних предков казаков -- старейшая крепость Восточной Европы.
А что мы знаем о Восточной Казакии? Откуда появились казаки в Средней Азии?
Свастика (ярга) -- священный символ наших древних казачьих предков.