Найти в Дзене
Человек-метро

Город Печора. Оазис в тайге

Оглавление

Республика Коми поистине огромна - почти полмиллиона квадратных километров! Много это или мало можно оценить в сравнении с некоторыми европейскими государствами. Земли Коми примерно сопоставимы с площадью Испании, Германии, это в два раза больше Беларуси, внутри неё помещается четыре Греции или Болгарии. При всём при этом людей здесь живёт очень мало и причины понятны - климатические и прочие условия здесь не каждому по плечу.

Девятиэтажек в Печоре немного, но они есть!
Девятиэтажек в Печоре немного, но они есть!

Городов в Республике Коми немного, да и те небольшие. Чего и говорить - в столице Сыктывкаре проживает менее 250 тысяч человек. О республиканском центре я обязательно расскажу в следующих частях, а в это раз мы изучим четвертый город региона - Печору!

В одной одной публикации, конечно, трудно описать город. Вместо тысячи слов лучше один раз увидеть, но поскольку у большинства из нас такой возможности пока нет, то попробуем пройтись моими маршрутами. Они специфичны, более тяготеют к техногенике, железным дорогам, но и по пути к ним попадается немало интересных природных и культурных объектов.

Печора на Печоре

Исходя из названия несложно догадаться, что послужило источником вдохновения. Конечно же это великая и полноводная река Печора, по которой в 1903 году известный исследователь Русского Севера В. А. Русанов прошёл в ходе крупной экспедиции и предрёк появление города на её правом берегу. В его путевом дневнике была оставлена запись, хорошо известная каждому печорцу:

«Придёт ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд»
Надпись на памятнике В.А. Русанову
Надпись на памятнике В.А. Русанову

Спустя 40 лет поселение действительно возникло в этих местах и своим появлением оно было обязано, как неудивительно, строительству Северо-Печорской железной дороги, о которой мы уже не единожды вспоминали в прошлых публикациях.

Для размещения строителей железнодорожной магистрали, бывших преимущественно заключенными ГУЛАГа, в 1940 году были построены временные жилые постройки, бараки, которые сформировали посёлок при новой железнодорожной станции, названной в честь реки.

Примерно в это же время на берегу реки была построена пристань Канин Нос, поскольку уже тогда стал очевиден высокий потенциал Печоры как транспортной артерии, соединяющей деревни и посёлки с большой перспективой по перевозке народно-хозяйственных грузов для развития и освоения территорий.

Не прошло и десяти лет, как два посёлка, условно речной и железнодорожный, превратились в город Печору - это произошло 18 января 1949 года.

Карта Печоры - здесь хорошо видны две половины города
Карта Печоры - здесь хорошо видны две половины города

При этом, надо отметить, что до этого времени центральным населенным пунктом района, который назывался Кожвинским, была, как несложно догадаться из названия, Кожва. Так что не зря, как оказывается, на заборах писали - "Кожва - пуп земли!".

Сейчас это может удивлять, но когда-то в Печору можно было прилететь на самолёте - в городе с 1956 года функционировал свой собственный аэропорт, который позволял добраться, например, с Ленинграда в течение дня, а не двух-трёх в поездке на поезде (не все фанаты плацкартных вагонов).

Здание аэропорта Печора
Здание аэропорта Печора

Прямого самолёта, конечно, не было - надо было лететь сперва в Сыктывкар, а затем оттуда в Печору (на чём-то маленьком турбовинтовом).

Одним словом, Печора - полноценный город с населением около 40 тысяч человек и серьезный транспортный хаб. По-крайней мере так было долгое время..

Герб города

Одно из любимых увлечений детства, будучи в гостях у бабушки дедушки - это постоянное открывание ящиков в комодах, шкафов, перебор вещей, рассматривание всего содержимого и т.д. В этой забаве нередко моё внимание приковывала небольшая коллекция металлических значков, большая часть из которых, наверное, была с гербами городов Коми АССР.

Безусловно в этом карманном геральдическом наборе не могло не быть Печоры, являющейся, пожалуй, главным городом округи, точкой притяжения посёлков, стоящих на одноименной реке.

Герб города Печора
Герб города Печора

Здесь в принципе всё читаемо и узнаётся без труда - все основные столпы: молния (энергетика - ГРЭС), ёлка (леспромхоз) и крыло (авиация - аэропорт). Безусловно никуда не денешься от фирменного Коми-орнамента! Досадно лишь за то, что плохо читается образ железной дороги (видимо в крыльях зашифрованы и шпалы), хотя она на мой взгляд играет ключевую роль в формировании города.

Дзоридзав, Коми му! Понятно?)
Дзоридзав, Коми му! Понятно?)

Печора как центр притяжения

Взгляд на Печору может быть разным - с точки зрения местного жителя, глазами прибывшего из окружающих посёлков района или впечатление гостя, оказавшегося в Печоре впервые по работе/по семейным обстоятельствам. Моё впечатление скорее сочетает два последних варианта.

Левый берег Печоры достаточно насёлен - некогда крупный пгт. Кожва, посёлки Изъяю, Набережный, Озерный, Красный яг, Кедровый шор, деревня Кожва и другие. Чтобы добраться до районного центра подавляющее большинство желающих настигнуть Печору используют переправу через реку в районе посёлка Озерный (всегда возникал вопрос, а откуда такое название? Озер-то вроде и нет рядом, зато есть река!).

Работают как крупные речные катера...
Работают как крупные речные катера...
...так и крохотные надувные моторные лодки
...так и крохотные надувные моторные лодки

В теплое время года работают паромы, лодки, катера, зимой же действует ледяная переправа. Вода настолько хорошо промерзает, что лёд способен выдерживать практически любую технику, включая тракторы, шаланды, автобусы и пр.

Ледяное шоссе
Ледяное шоссе

Прибыв на правый берег, начинается восхождение вверх - город стоит относительно на высоте.

Автор: Andre73, сайта fleetphoto.ru
Автор: Andre73, сайта fleetphoto.ru
Как же её не любить!?
Как же её не любить!?
Торжественный подъем в гору. Вид из окон домов, наверное, очень красивый
Торжественный подъем в гору. Вид из окон домов, наверное, очень красивый

Как несложно догадаться, сейчас речь пойдет о речной части Печоры. Поднявшись в гору, мы выходим к скверу на углу Социалистической улицы и Печорского проспекта.

Сквер бы разбит на месте кладбища. Здесь в 1940-1942 хоронили заключённых, умерших в лазарете Печжелдорлага. Неспроста здесь и часовня.

Универмаг "Речник". 1974 год. Фото: Каманчаджян Д.В.
Универмаг "Речник". 1974 год. Фото: Каманчаджян Д.В.

Одним из мест притяжения был универмаг "Речник". Помню. как ездил сюда с родными за какими-то важными вещами, которые в посёлке было не купить.

Речник, названный теперь Октябрём в 2013 году
Речник, названный теперь Октябрём в 2013 году

Именно с автобусной остановки у сквера начинается городское путешествие для многих, прибывших в Печору со стороны реки. Надеюсь сейчас это место благоустроено чуть лучше:

Отойдя от автобусной остановки, зайдём во двор и найдём такой забавный сарайчик.

Похоже в оригинале это была кабина от какого-то гусеничного вездехода
Похоже в оригинале это была кабина от какого-то гусеничного вездехода

Из этого микрорайончика, кстати, можно прекрасно погулять вдоль Печоры - есть даже дорожка! Давайте пройдемся..

Красота же!
Красота же!
Берёзки, река и баржи
Берёзки, река и баржи

Дорожка эта выведет нас к памятнику основателю города - Владимиру Александровичу Русанову, о котором я рассказал в начале публикации.

Относительно рядом (хотя город компактный, там всё относительно и даже неотносительно рядом, после Петербурга) находится дом культуры речников. При этом, шутя хочется сказать, что складывается впечатление, что на протяжении десятилетий две части города, речная и железнодорожная соревновались в разных направлениях, как минимум в том, у кого круче ДК.

Печорцы, отзовитесь, так ли это?

Дом культуры речников в советские годы
Дом культуры речников в советские годы
Дом культуры речников в 2009 году
Дом культуры речников в 2009 году
Восстановленный дом культуры в 2013 году
Восстановленный дом культуры в 2013 году

Здесь на площади и в соседствующем парке, судя по всему, любят проводить разные мероприятия - день Победы, свадьбы, манифестации и пр.

Мемориал "Никто не забыт"
Мемориал "Никто не забыт"

Пройдясь еще по Печорскому проспекту мы вскоре выйдем к кинотеатру.

-26

Встретить рукописную афишу было очень трогательно.

В речной части особенно заметна смена архитектуры (если можно так назвать) жилых и нежилых зданий - от условно "сталинских" дом через хрущевки к фукнционализму 1980-х годов.

Чувству вкуса печорцам не уступишь - фасад шикарного здания "украшен" сайдингом. Это, кстати, распространенная беда в республике Коми
Чувству вкуса печорцам не уступишь - фасад шикарного здания "украшен" сайдингом. Это, кстати, распространенная беда в республике Коми
Почему-то особенные тёплые чувства вызывают именно такие дома из 1960-1970-х годов. Возможно потому, что в примерно таком доме жили мои дедушка и бабушка в посёлке Кожва.
Почему-то особенные тёплые чувства вызывают именно такие дома из 1960-1970-х годов. Возможно потому, что в примерно таком доме жили мои дедушка и бабушка в посёлке Кожва.
Уютна Печора и зимой. Посмотрите какой красивый и чистый снег! В Петербурге такого не бывает
Уютна Печора и зимой. Посмотрите какой красивый и чистый снег! В Петербурге такого не бывает
Грубые панельки на самой окраине города
Грубые панельки на самой окраине города

Забыл упомянуть, что речная часть Печоры по праву считается и больничной частью. Приехав в город со стороны пристани лодок, приходящих со стороны Озёрного, можно попасть в самый настоящий больничный центр, куда ездят на серьезное лечение те, у кого в населенных пунктах нет возможности получить квалифицированную медицинскую помощь.

Красный крест из кирпича
Красный крест из кирпича

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, справедливо будет отметить, что город живёт и даже немного развивается. В 2015 году мне посчастливилось побывать в новой ледяной арене и даже покататься там на коньках. Называется "Сияние севера". Рекомендую, лучше некоторых петербургских катков будет.

Сияние севера и красавица "семёрочка", которая меня сюда доставила
Сияние севера и красавица "семёрочка", которая меня сюда доставила

Эх, рассказывать бы вам и рассказывать, но все должна быть мера. В следующий раз мы с вами поизучаем немного железнодорожную часть Печоры.

Чую дух брата-железнодорожника!) Сараи из подручных в хозяйстве вещей - из вагонов!
Чую дух брата-железнодорожника!) Сараи из подручных в хозяйстве вещей - из вагонов!

Спасибо за ваш интерес, друзья! Хорошего настроения и до скорых встреч. Напишите, пожалуйста, ваши воспоминания о Печоре.

Другие части цикла:

Часть 1. Республика Коми. Посёлок Кожва

Часть 2. Радиоактивный дом

Часть 3. Кожвинская лесобаза и её железная дорога, которые ушли в небытие.

Часть 4. Станция Кожва - железнодорожный заповедник

Часть 5. Печорский железнодорожный мост - переправа ценою в жизнь, которая могла быть взорвана

Часть 7. Город Печора - дом железнодорожников

Подписывайтесь, друзья, впереди еще много интересного!

;