Найти тему
JobHacking.Ru

Типичный рекрутер и типичный работодатель. Как вести себя с ними на собеседовании?

Для того, чтобы ответить на вопрос «Как вести себя на собеседовании?» нужно в первую очередь понимать психологию рекрутера и работодателя (нанимающего менеджера). Поэтому предлагаю посмотреть на процесс собеседования с трех сторон: глазами рекрутера, руководителя и соискателя.

Рекрутер или менеджер по персоналу – это, обычно, женщина. Руководство оценивает ее работу по показателям времени и эффективности закрытия вакансии. Значит, ей надо найти кандидата быстро и надеяться, что он пройдет испытательный срок. Иногда при взаимодействии с рекрутерами кажется, что им нравится поднимать свою самооценку и чувство собственной значимости за счет соискателей, отказывая им и игнорируя их.

Да, изредка бывает и такое, но как правило, рекрутер кровно заинтересована наконец-то вручить заветный оффер (предложение о работе) наиболее подходящему по требованиям заказчика кандидату. Принятый оффер – минус одна «головная боль», а таких болей (вакансий) у каждого рекрутера от 5 до 20, а то и больше.

Попасть к рекрутеру на собеседование – значит, понравиться в резюме и не портить рекрутеру процесс отбора: анкеты и тесты должны быть заполнены без пропусков и с максимальной заинтересованностью со стороны соискателя. Она видит сотни и тысячи кандидатов за год, ей в одинаковой степени надоело выслушивать соискателей с завышенной самооценкой, с потугами на оригинальность, неуверенных в себе, нервных и запинающихся.

Креативность и стрессоустойчивость – ее самые нелюбимые слова.
Ее подкупает обаяние и опрятность. Она считает мусором рекомендации по правильному поведению, смотрит соискателю прямо в глаза, а также на прическу, одежду и обувь, а у женщин – на макияж и маникюр (и педикюр, если его видно). Она часто принимает решение о соискателе, когда он только входит в кабинет, и, как любой человек, подвержена ошибкам в выборе альтернатив (эффект «ореола», фундаментальная ошибка атрибуции, эвристика репрезентативности, предубеждение и т.д.). Несмотря на то, что практически каждого рекрутера учат не поддаваться эффекту ореола.

Иногда она опаздывает на собеседование и хамит соискателю – но это неспроста, это такое стрессовое интервью (иногда и просто хамство, увы). Поэтому совета ровно два: примените все свои коммуникативные способности (их все равно не хватит, но тренировка не помешает) и не расстраивайтесь, если вас не взяли (это, конечно же, ошибка рекрутера, потому что errare humanum est).

Стоит заметить, что массовый подбор все чаще отдается на откуп специальным программам, которые анализируют данные о соискателе. Если вы еще не в теме, включайтесь: игры с компьютером и хорошее знакомство с Интернетом для вас даром не пройдут.

Собеседование с непосредственным руководителем – не такой увлекательный процесс, как разговор с рекрутером. Здесь никто не будет просить соискателя продать ручку, ввергать его в стресс, задавать вопросы типа «Какой кухонной утварью вы хотели бы быть?» или просить дать инструкцию по складыванию бумажного самолетика.

-2

Руководитель (часто это мужчина) – это серьезный и скучный человек, основной целью которого является практический и финансово ценный результат работы подразделения или организации, которой он руководит. Поэтому руководитель задает простые вопросы, которые поставят в тупик некомпетентного кандидата и порадуют хорошего профессионала. Часто спрашивают: «Что вы умеете делать», «Какие у вас есть соображения по будущей работе», и если вы адекватны, дальше будут спрашивать исключительно о том, что составляет суть вашей профессиональной деятельности.

Юристы говорят о юридических коллизиях и судебных решениях, директора по производству – об инженерных проблемах и т.д. Руководителя интересует опыт соискателя, его достижения, мнение по важному рабочему вопросу и то, как он решает типичные профессиональные задачи.

Именно на собеседовании с руководителем нужно окончательно решить вопрос о заработной плате. Не допускайте ошибку: торгуйтесь сразу, если есть о чем. Но не затягивайте разговор – руководителю нужно работать, он очень занятой человек. Иногда руководитель не проводит собеседование вовсе, но это не значит, что ему все равно. Его подход – оценка в процессе работы, и как только ему покажется, что вновь принятый работник неэффективен, он будет добиваться его увольнения. Совет здесь только один: наращивайте компетентность и учитесь говорить о себе и своей работе.

Хороший руководитель любит хороших работников. Если он считает вашу компетентность угрозой, задайтесь вопросом, надо ли вам работать с таким начальником.

-3

Ну а теперь предположим, как представляет себе собеседование соискатель. Он добирается до него после долгого хождения по мукам составления резюме, его рассылки, интернет-сёрфинга, разговоров с друзьями и знакомыми. Поэтому зачастую к моменту собеседования бывает уставшим и потерявшим кураж. Он радуется и нервничает одновременно. Ему нужна работа. Он боится проиграть. Естественно, это не способствует правильному поведению.

Для соискателя наиболее важной является психологическая подготовка к собеседованию. Нужно успокоиться. Обдумать главное: каково ваше ценностное предложение для потенциального работодателя, на что вы готовы ради работы, а что для вас является неприемлемым. Получение работы – это сделка, обмен вашего предложения на предложение работодателя. Тактика на собеседовании сродни поведению на любых переговорах. Нужно вести себя естественно, уметь торговаться, слушать собеседника, отвечать на выгодные вопросы и уклоняться от невыгодных, а также задавать вопросы самому. Помните: выбирают не только вас, выбираете и вы. Важно не только получить работу, важнее ощутить, что вы не ошиблись с ее выбором. Будьте разборчивы, мои дорогие читатели!

Главная черта собеседования – оно субъективно. Отбор по собеседованию – это система «свой-чужой». В самом плохом случае это оценка по «горящему глазу», по «химии» и прочим эзотерикам. Поэтому никогда не расстраивайтесь после собеседования и не ищите в себе недостатки. Каждый новый встреченный вами рекрутер будет субъективен по-своему. Попробуйте отнестись к этому нейтрально и терпеливо. В целом, охотнее берут на работу спокойных и уравновешенных. Оставайтесь таким. Вы справитесь. У вас все получится.

Надеюсь, вы нашли для себя ответ на вопрос «Как вести себя на собеседованиях с рекрутерами и работодателями» и желаю вам успешных собеседований!

Нужна помощь HR-экспертов - хэдхантеров, HR-директоров в устройстве на работу? Вам СЮДА.

ЗДЕСЬ бесплатные онлайн-уроки JobHacking.ru по устройству на работу: составление резюме, прохождение собеседований, поиск вакансий, выход на работу после декрета.

#собеседование #собеседование на работу #как пройти собеседование #вопросы на собеседовании #успешное собеседование