Найти тему
Страховой советник

Закон подписан, ОСАГО подорожает?

Несколько дней назад подписан закон, окончательно утвердивший вступление в силу очередных поправок в страхование ОСАГО.

И тут же в интернете появилось множество статей, смысл заголовков и содержимого которых сводится только к одному - ОСАГО подорожает!!! Вот только насколько это соответствует действительности?

На чем основаны эти выводы ? "Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются Банком России", в частности с учетом "иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда". Соглашусь, формулировка действительно "размытая" - совершенно непонятно, что под этим подразумевается и какие коэффициенты могут ввести и обязать применять.

Еще больше "порадовала заметка, где автор с пеной у рта доказывает, что теперь пострадать, получив повышающий коэффициент, может не только виновник ДТП, но и пострадавший водитель. А как на самом деле обстоит дело:

коэффициенты будут устанавливаться Банком России (в том числе) в зависимости от

" количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам наступления гражданской ответственности следующих лиц:

водителей, указываемых в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, - в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;"

Т.е. полис, выданный водителю, который систематически становится виновником ДТП, будет стоить дороже? Но, в принципе, это логично - поднять стоимость страховки для того, кто систематически нарушает правила дорожного движение, подвергая опасности и свою жизнь, и жизни других людей. И почему, простите, те, кто ездит безаварийно десятки лет, должны, фактически, платить за них ?

Поэтому сама идея наверное правильная и справедливая. Вот только, на мой взгляд, она в очередной раз принята скорее в отрыве от реальности, чем с учетом ее.

Начнем с того, что на определение стоимости полиса будут влиять только те нарушения, которые зафиксированы сотрудниками ГИБДД. С одной стороны это, возможно неплохо. Многие, наверное, помнят нашумевшие истории о штрафе за превышение скорости выписанном автомобилю, который перемещали на эвакуаторе, или автовладельца, оштрафованного за то, что тено от его машины пересекла двойную сплошную линию. А с другой ? Не станет ли это поводом для роста коррупции "на дороге", ведь теперь любой инспектор, остановивший автомобиль будет понимать, что для водителя штрафом все не закончится, так почему бы не предложить человеку решить все, так сказать, "полюбовно"? Да и мало ли машин ездят, нарушая правила, и будучи при этом "абсолютно незаметными" для тех же гаишников ?

Второй момент, который меня, скажем так удивил и не совсем мне понятен, так это привязка стоимости полиса к количеству машин в парке предприятия:

" в случае, если страхователем является юридическое лицо, с учетом численности парка транспортных средств, в отношении которых заключаются договоры обязательного страхования;"

Если речь идет о том, что чем больше машин, тем дороже страховка, так это, на мой взгляд, абсурд. С одной стороны, понятно, что чем машин больше, тем выше вероятность того, что наступит страховой случай. Но ведь и за их страхование организация с парком в сотню автомобилей заплатит больше, чем та, у которой их 5-6 штук. А, кроме того, это приведет к дополнительной финансовой нагрузке на предприятия с большим автопарком, а в этом ничего хорошего тоже нет.

Ну и третье: на чем будет основана система, позволяющая страховым компаниям "узнавать" о количестве нарушений ПДД из клиентами ? Из базы ГИБДД ? А она точно будет работать корректно и без сбоев ? По крайне мере, судя по тому, как "стабильно" работает пресловутая "база РСА", куда при оформлении ОСАГО отправляется запрос на КБМ водителя (а, проще говоря, запрос о том, какая у него на "сегодня" скидка). Или другая ситуация - на столе передо мной лежит диагностическая карта, причем явно настоящая, полученная при прохождении техосмотра на СТО, с кассовым чеком, а программа ее "не видит" и, если верить ей, техосмотра у данного автомобиля нет вовсе. И не получится ли так, что при работе с очередной "базо данных" мы будем видеть результаты, которые не всегда будут соответствовать действительности ? А ведь от этого, возможно, будет зависеть стоимость полиса.

И при всем этом "верхняя" граница стоимости полиса останется на прежнем уровне. А то это значит? То же, что и сейчас - каким бы "злостным" нарушителем ПДД и аварийщиком не был водитель. оформляющий ОСАГО, какая бы цифра ни получилась при перемножении всех "новых" и старых" коэффициентов, больше, чем сейчас он платить не будет. Как и сейчас после того. как "накопится" очередное количество "штрафных" баллов будет включаться своеобразный "безлимит" - делай, что хочешь, цена полиса уже не изменится. А это значит, что за убытки, которые из-за таких лихачей несут страховые компании, так и будут платить фактически все, кто садится за руль. Пусть не напрямую, пусть опосредованно - просто по мере роста выплат. будет потихоньку расти. например, базовая ставка, которая служит основой при расчете стоимости страховки для любого водителя.

P.S.: я не думаю, что новые поправки вызовут резкий рост стоимости полисов ОСАГО, у многих страховых компаний возможность поднять их цену была и раньше. Для этого достаточно было просто увеличить размер той самой базовой ставки, а у большинства она сейчас 4118-4300 руб. при максимально допустимой 4942 руб. Но, вполне вероятно, что она начнет расти из-за того, что подорожание стоимости ремонта неизбежно приведет к росту объема выплат. И, в этом случае, еще более актуальным станет вопрос о том, чтобы обязать платить за это не всех водителей в принципе, а, в первую очередь, тех, по вине которых ДТП происходят чаще. Может быть действительно стоило бы поднять для них "верхнюю границу" стоимости страхового полиса, а не перекладывать эти расходы "авансом" на всех, кто садится за руль?