Найти тему

Как снимали "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика"

В августе 1965 года на экраны страны вышел фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" режиссера Леонида Гайдая. Любимому фильму исполняется 50 лет.

А всё начиналось так.

В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий "Несерьезные истории" включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей - оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.

Сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский
Сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский

10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии "Мосфильм" была принята заявка на сценарий "Несерьезные истории" и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано "добро" на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним - Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму. В первой новелле - "Напарник" Владик перевоспитывает тунеядца-"пятнадцатисуточника" на стройке, во второй - "Весеннее наваждение" - влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай "подсмотрел" в польском журнале "Шпильки"). Но поскольку двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма, то сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было скрестить нового героя – Владика – со старыми – троицей Балбес–Трус–Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла "Операция "Ы": на этот раз Владику, единственному "сквозному" герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.
С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя – студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры).

Фотопробы Евгения Петросяна на роль Владика Арыкова
Фотопробы Евгения Петросяна на роль Владика Арыкова

В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.

Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог, как всегда, случай.
Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению, что главного героя он будет списывать... с себя. Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая: длинный юноша в очках. Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова: «Владик – это сам Леонид Иович. Все его поступки, жесты. Конечно, актер преломил их через себя. Но образ шел от Лени. Он действительно был таким – нескладный, наивный и очень порядочный». Рекомендованный Гайдаю Валерий Носик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил.
И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию, Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой. В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом. Актер потом вспоминал: «Я как прочел сценарий «Операции «Ы», понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было».

-4

Фильм «Операция «Ы» вышел на экраны страны в середине августа 1965 года. Зрители встретили его восторженно. Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число зрителей, посмотревших картину, – 69 миллионов 600 тысяч.