Кирпичев Вадим
Опровержение материализма
Если включить логику, то материализм не выдерживает самой элементарной критики.
"Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им".
Это определение из словаря философских терминов.
Материализм базируется на двух "очевидностях":
1. Человек видит внешний объективный мир.
2. Разум достаточно адекватно отображает этот объективный мир.
Опровергаем первую "очевидность".
Никакого внешнего мира для разума нет и быть не может. Сознание обладает только представлением о мире, сотканном на базе ощущений из образов и мыслей. И вот этот тезис действительно настолько очевиден, что материалисты последних трех веков даже и не пытаются с ним спорить. Они его просто отбрасывают как зловредный идеалистический фокус. Возразить-то нечего.
Мир такой, каким его видит разум. Запомните эту мудрую и простую мысль Канта.
Глаза не зеркало, а телеантенна. Органы чувств только принимают внешние сигналы, а преобразуют их в материальную картину мира "программы" разума. Правильная теория познания - это не теория отражения, а теория преображения сверхсложного внешнего мира в простую картинку вселенной. Ни Бог, ни царь и ни герой не смогут нам показать внешний мир. Любая вещь будет для разума только представлением о вещи - декорацией. Сомневаетесь? Так покажите нам этот пресловутый внешний мир. Где он? То-то. Картина мира в разуме есть, а самого внешнего мира нет и быть не может.
С разгромом первой "очевидности" на материализме уже поставлен крест. Но не откажу себе в удовольствии проехаться катком и по второй "очевидности".
Опровергаем вторую "очевидность" материализма (2. Разум достаточно адекватно отображает этот объективный мир.)
Что есть отображение? Это функция. Это закон, по которому каждому элементу множества X (внешний мир) ставится в соответствие вполне определенный элемент множества Y (отображение в разуме). Смысл идеи материалистов прост и понятен. Есть внешний объективный мир материи. Разум объектам материи ставит в соответствие свои объекты (образы, понятия). Затем разум изучает поведение объектов материи, находит закономерность, отображает в сознании, записывает ее на бумаге, чтобы в итоге получить какой-нибудь закон Ома. Все. Внешний объективный мир познан. Очевидно? Очевидно. И абсолютно иллюзорно.
Ведь уже было показано, что у разума нет выходов к внешней объективной реальности. Некое отображение Y в разуме имеется, но как выглядит загадочный мистер X никто не знает. Всегда быть в маске его судьба. Пожалуйста, попытайтесь сами показать, как выглядит этот пресловутый и очевидный внешний мир? Ничего не получится. Все окажется картинкой мира, его образом, а сам внешний мир увидеть невозможно.
Здесь и находится стандартная точка преткновения для материалистов. Им очень тяжело осознать, что разум в принципе не может увидеть внешний объективный мир таким, какой он есть на самом деле. И вот этот непреодолимый разрыв между миром и картинкой мира в разуме и архитрудно понять материалистам.
Вот вам и "очевидности" материализма. От двух легких толчков элементарной логики "очевидный" мир материализма рассыпался.
Субъективный реализм
Чтобы не было борьбы слона с китом - материализма с идеализмом, - инвертируем трансцендентальный идеализм Канта в субъективный реализм. Субреализм также считает, что объективно существует внешняя первичная реальность. В онтологии расхождения с материализмом минимальны. Только для материализма бытие внешней материи есть очевидность, а субъективный реализм считает объективное существование внешней реальности просто лучшей из теорий, так как она подтверждается нашей ежесекундной практикой. Да и отрицание внешней реальности приводит к противоречию. Ведь если есть явление, как говорил Кант, то за ним логично предположить и существование являемого.
Зато в теории познания (гносеологии) субъективный реализм исправляет все иллюзорные представления материализма.
На самом деле схема познания такова.
Разум не отображает внешний мир, а преображает его. Руду ощущений он переплавляет в сталь представлений. А сталь - это не отражение руды, а ее преображение.
Слишком сложный внешний мир X разум преобразует в картинку материи - это множество Y1. Именно за картиной Y1 спрятана невидимая объективная реальность X. Тут разум переводит дух. Главная работа сделана. Сложнейшая реальность преобразована по законам разума в родную и понятную для сознания картину материального мира. Теперь можно и познавать.
Для понимания множества Y1 разум начинает подбирать таблицы, модели, формулы и теории из множества Y2 .
Y1 ↔ Y2
Перед нами правильная схема познания. В ней исчезают противоречия, которые присущи схеме познания материализма. Сами посудите. Материалисты говорят о познании внешней материи, которую никто и никогда не видел. В схеме Y1 ↔ Y2 нет этого порока.
Y1 является преображенным множеством X.
Y1 есть представление разума о внешнем мире, его преображение в родные формы мышления. Это представление субъективно, для каждого наблюдателя оно свое, но оно есть. Его можно видеть, крутить как угодно, менять ракурсы, масштабировать. Есть с чем работать. И можно познавать. Для этого множеству Y1 разум подбирает элементы из множества Y2 . Где Y2 - это модели разума, теории, таблицы, математический аппарат и т.д.
Оба игрека находятся в разуме, между ними нет познавательного, трансцендентального разрыва, поэтому разум с таким удовольствием моделирует и познает мир Y1 при помощи моделей Y2 . В процессе исследования разум расширяет множество Y1, подбирает для него все более изощренные модели из Y2, устанавливает правила соответствия между этими множествами, устраняет логические противоречия.
Чтобы в итоге гордо заявить: "Мир познан". Но это не познание внешнего мира.
Мир в субъективном реализме тогда познан, когда упорядочено по законам разума представление о мире.
Преображение и только потом отображение - вот правильный закон познания.
Увы, сила "очевидности" внешнего мира колоссальна. Даже самым умным материалистам практически невозможно осознать элементарную вещь: разум не может увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Если мир - это лес, то разум видит не сам лес, а картину "Лес" кисти Пикассо. Но простой факт, что разум видит не мир, а картинку мира почему-то не укладывается у материалистов в голове.
А пора бы. Чтобы устаревшее определение материи заменить на правильное:
"Материя - это создаваемое по априорным формам мышления субъективное представление разума о сверхсложной и потому непознаваемой реальности".
Материя объективна. Это устаревшая идея материализма.
Материя субъективна. Это правильная идея Канта.
Причина, по которой иллюзорную теорию познания материализма так трудно искоренить
Напомню, что говорит материализм о познаваемости мира.
Из философской энциклопедии: "Материа-листич. решение второй стороны осн. вопроса философии— о познаваемости мира— означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеч. сознании, в познаваемости мира и его закономерностей".
С тем, что объективно существует внешний мир никто не спорит. Проблема в другом. Надо понять, что объективность бытия внешнего мира нельзя переносить на объективность познания его свойств. Материализм ошибается именно в том, что иллюзорно считает возможным объективное познание мира. Дефект материализма не в онтологии, а в теории познания.
Раскроем главный фокус материализма, которым он "обманывает" все новые поколения школьников, студентов и ученых.
При переходе от онтологии к гносеологии у Канта происходит потеря объективности. Но материализм этого замечать не желает. Он "простодушно" считает, раз онтология (бытие) объективна, то и теория познания позволяет изучать свойства внешнего мира также объективно.
Но с какого перепугу? Если разум не способен даже увидеть внешний мир, то каким образом он может его объективно познать? Да никаким. Это онтология объективна. А вот гносеология субъективна. Факт объективного существования вещи вовсе не доказывает, что можно эту вещь объективно познавать.
Раз сознание субъекта познает лишь свое представление о мире, то такое познание заведомо субъективно.
Запомним, что именно при переходе от онтологии к теории познания материализм и передергивает карты. Он переносит объективность существования внешнего мира на возможность объективного познания его законов. А вот этого делать нельзя. Философия все-таки не карточный фокус.
Все. Главный фокус материализма раскрыт. И таким образом доказано, что материализм есть совершенно иллюзорное и устаревшее мировоззрение.
P.S.
По книге "Россия на краю эры. Смысл истории, как устроен мир, судьба России", В. Кирпичев, Амрита-Русь, 2019 г.