Мы уже писали о том, какие конкретно требования предъявляются к образованию специалиста по БДД, контролера ТС и диспетчера — статья «Специалист БДД, контролер и диспетчер: совмещение должностей». А сегодня наглядно покажем случаи, когда компании были оштрафованы именно за отсутствие нужных дипломов у «транспортных» специалистов.
Вот навскидку несколько типичных судебных решений.
Пример 1. Банк оштрафовали, хотя он и не перевозчик
В прошлом году Верховный суд РФ рассматривал жалобу: председатель правления ПАО «Чувашкредитпромбанк» настаивал, что предприятие оштрафовали незаконно. Заметьте, что предприятие крупное, и дошли они аж до Верховного суда.
Началось все с того, что Транснадзор, придя в банк с плановой проверкой, нашел нарушения. А именно:
✓ Контролеры ТС работали без дипломов о профессиональной подготовке.
✓ Специалисты по БДД также не имели дипломов о переподготовке, а у одного даже не было высшего образования (а это обязательное требование к квалификации специалиста по БДД).
В итоге «Чувашкредитпромбанк» привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 100 тысяч рублей. Руководитель предприятия возмутился: как же так, ведь банк — не перевозчик, автомобили используются только для собственных нужд!
И подал жалобу в Верховный суд Чувашской республики, а потом и в Верховный суд РФ.
Верховный суд РФ отклонил жалобу, указав на ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ. Этот закон обязывает обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям не только перевозчиков, но и любые предприятия, использующие транспорт для собственных нужд. Кстати, у нас есть об этом отдельная статья: Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»?
Штраф в 100 тыс. рублей суд признал правомерным. Банку пришлось платить.
Пример 2. Специалист по БДД прошел аттестацию в УГАДН, но не имел диплома
Пару лет назад Оренбургский областной суд тоже рассматривал жалобу. Дворец творчества и молодежи пытался опротестовать постановление инспектора Транснадзора и решение районного суда об административном правонарушении.
Из-за чего же разгорелся сыр-бор в данном случае? Инспектор Транснадзора при очередной проверке выявил нарушение: у ответственного за БДД не было соответствующего диплома о дополнительном профессиональном образовании.
Руководитель Дворца творчества возражала: да, но у него ведь есть высшее образование, и он прошел аттестацию в УГАДН!
Этого оказалось недостаточно. Аттестацию без «корочки» действительно можно было раньше сдать, правда, только на 5 лет, а не бессрочную, как сейчас. Но даже если имелась такая аттестация, то с вступлением в силу Приказа Минтранса 287 о квалификационных требованиях, необходимое образование нужно было получить, чтобы иметь право работать ответственным за безопасность дорожного движения в организации.
Апелляция в Областной суд ни к чему не привела. Суд признал, что административное правонарушение имеет место, и оставил штраф в 50 тыс. рублей в силе.
Пример 3. Петербургский метрополитен наказали за диспетчера
Даже крупные компании, непосредственно связанные с транспортом, иногда не придают должного значения «корочкам» — и попадаются на этом. Год назад на 100 тыс. рублей оштрафовали ГУП «Петербургский метрополитен».
Причина была проста — образование диспетчера не соответствовало Квалификационным требованиям. У него было среднее профессиональное образование, которое не входило в укрупненную группу «23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта». При таком образовании диспетчеру необходим диплом о профессиональной переподготовке, и вот его-то у сотрудника не оказалось. Поэтому на предприятие наложили взыскание.
Руководство метрополитена тоже пыталось обжаловать это решение в суде — и тоже потерпело фиаско. Суд отклонил жалобу и признал штраф в 100 тыс. рублей справедливым.
Как видите, административная ответственность за отсутствие у «транспортных» специалистов нужных дипломов — вовсе не из области сказок. Это реальные, притом немаленькие, штрафы. И мы от души желаем вам, чтобы у вас все всегда «было чисто» и вам не приходилось платить никаких штрафов!
Ваш "УчТранс"