Эта сероглазая девушка будет следить за вами, куда бы вы не переместились. Вот такой удивительный эффект достиг художник Николай Николаевич Харламов (1863-1935).
Этот портрет неизвестной красавицы в русском костюме является прекрасным образцом салонной живописи. Ну, это когда красиво. Когда всем нравится.
Кстати, положил начало этому роду живописи Рафаэль, который достиг в своих произведениях совершенства, гармонии и к тому же был изумительным колористом.
Да, в общем и петербургский художник прекрасно здесь поработал с цветом, линией. Портрет выбран погрудный и поза модели, которая облокотилась на покрытый красным бархатом пьедестал придает изображению доверительный характер.
Композиция картины основана на треугольнике. Впервые пирамидальную ( треугольную) композицию ввел в живопись еще Леонардо да Винчи и с тех пор эта геометрическая фигура стала в буквальном смысле краеугольным камнем многих портретов в исполнении художников всех эпох.
Сначала пирамиду использовали для многофигурных изображений, ну вот для примера выбрала вам немного :
Рафаэль как гений синтеза перенял у Леонардо пирамидальность , оценив по достоинству находку да Винчи.
Пропускаю целые пласты в истории искусств( это целую статью надо писать, здесь же немного цель другая) , вот уже 19 век -Поль Сезанн.Здесь треугольник образуют склоненные стволы деревьев ,которые напоминают театральный занавес как дань современности
Постепенно треугольник перекочевывает на портреты . Вы сможете самостоятельно найти эту геометрическую фигуру на портретах Валентина Серова
Треугольник всегда придает композиции устойчивость и некоторую монументальность.
На нашей же картине из Приморской галереи треугольник считывается и в позе модели, а также дублируется формой роскошного расшитого золотом нарядного платка.
Белоснежные рукава блузы (здесь Харламов поиграл на контрасте с сочным красным цветом) практически касаются нас, Задумчивое перебирание бус притягивает наш взгляд. И вместе со всем этим мы пониманием, что это просто красивая девушка, которую одели в стилизованную народную одежду и к тяжелому крестьянскому женскому труду она не имеет никакого отношения.
Отставленный локоток правой руки дополнительно страхует зрителя от общения с красоткой. Она далека от нас и слава Богу!
Все это дает нам право не беспокоится о ней, не проявлять своих эмоций, кроме как одобрения прекрасного качества живописи.
Этим и хорош салон (так накоротке еще называют этот жанр)- он не эксплуатирует наши чувства, не заставляет испытывать жалость, сострадание, мы просто любуемся, и это дает нам стопроцентный позитив.
Ох, и достается же этому жанру искусства! Критикуют и сами художники (среди художественной братии зависть не самое последнее качество, поэтому одобрения от коллег дождаться трудно) и искушенные зрители, когда желают проявить в разговоре свои познания в области искусства.
Но если честно, многие из них согласились бы иметь у себя на стене вот такую замечательную красавицу.
Кстати, Николай Николаевич Харламов был академиком живописи, много работал как храмовый живописец на польской земле, в советское время имя его было практически забыто. Многие его произведения не дошли до наших дней – были разрушены расписанные им Варшавский Собор Александра Невского, Кунгурский храм, Таковский храм святителя Николая и многие другие.
Мы знаем его также как одного из художников, по эскизам которого были исполнены мозаики в петербургском храме Спаса на Крови (Воскресения Христова).
Почему эта картина оказалась в Приморской галерее? Это произошло в 1930 годах, когда из центральных музеев Москвы и Ленинграда отправили часть коллекции по крупным областным и краевым картинным галереям страны.
В результате уже в 1930-м году через Государственный музейный фонд Москвы и Ленинграда во Владивосток начинают поступать художественные произведения из Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музея Академии художеств, Музея изящных искусств (ГМИИ имени А.С. Пушкина). Сегодня эти произведения представлены в основной экспозиции Галереи.
В Москве (где я проживаю), в Третьяковке и Пушкинском иногда проходят выставки картин, некогда «уехавших» в другие музеи страны. С одной из таких выставок я и предлагаю посмотреть фото этих картин. Я всегда радуюсь за высокий художественный уровень работ, которые столичные музейщики не пожалели отдать из коллекций.
В галерее вы сможете увидеть и другие картины, попавшие таким образом во Владивосток.