Статуи и картины великой древнегреческой цивилизации погибли, а ювелирные украшения, прятавшиеся в могилах и кладах — целёхоньки, хоть сейчас надевай. Были б деньги, подарил бы жене пару-тройку реплик этих золотых серёжек, что составляют гордость Эрмитажа. Ну, кроме тех, что при ходьбе издают мелодичный звон.
Вы, конечно, знаете, что в наших славянских землях есть свой кусок Древней Греции? Где-то в VII веке до н.э. выходцы из греческого Милета основали первые поселения на северном берегу Чёрного моря; спустя пару веков эти города объединились в процветающее Боспорское царство — по названию Керченского пролива, который тогда именовали Боспором Киммерийским.
Гермонасса (ныне Тамань), Горгиппия (Анапа), Фанагория (посёлок Сенной) чеканили свои монеты; в Кепах Темрюкского района Краснодарского края жил дед знаменитого афинского оратора Демосфена.
Со временем царство распространило свои владения по побережьям до современных Геленджика-Торика и Танаиса в Ростовской области. Столицей Боспора был Пантикапей (Керчь), славившийся мраморным храмом Аполлона. Занимательный факт: в 433–389 годах до н. э. здесь правил царь по имени Сатир I из династии Спартокидов.
Пшеницу и скот от живших на окрестных землях меотов, синдов и скифов греки отправляли в метрополию. Тот же Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им хлеба — около 16 тысяч тонн в год. В обмен на это в степи продавали вино, оливковое масло, дорогие ткани и пышные ювелирные украшения.
Да и сами боспорские гречанки любили выйти в местный театр, украсив золотыми изделиями волосы, уши, шею, руки и даже лодыжки. Так что золота здесь было много — настолько, что его находят до сих пор. Но мы с вами сегодня рассмотрим только серьги, собранные ещё в XIX веке по некрополям всего Боспора. Благо, они отличаются удивительным многообразием.
Чаще всего в некрополях встречаются серьги в виде покрытого узором или инкрустацией диска и прикрепленных к нему длинных тонких подвесок, издающих при ходьбе нежный звон. Древние ювелиры Причерноморья с блеском освоили филигрань, очень трудоемкую технику: узор из тончайшей проволоки на металлической поверхности. А диффузной пайкой на изделии крепили мелкие золотые шарики, получая точечную зернь.
Фигурные серьги можно было читать как послание, которое вам отправляет их владелица. Поройтесь в галереях, посмотрите на примеры. Крылатые Ники — это богини победы и счастливого исхода (не только в войне, но и в спортивных и музыкальных состязаниях). Менады — весёлые и раскованные спутницы бога вина Диониса. Эроты — ну, понятно.
А вот более сложный пример, в галерее ниже. Одна серьга из пары, в каждой серьге — по три подвески в виде птиц. Видимо, это перепёлки. И вся композиция имеет любовный подтекст: напоминание, что Зевс и богиня Латона (будущая мать Аполлона и Артемиды) соединились в облике перепелов. Аристофан в комедии «Птицы» даже называл Латону дивным словом «перепеломать».
Нынешние ювелиры, поглядите какой отличный товар с легендой — может, наделаете копий? Или кишка тонка?
В общем, дорогая аудитория — любуйтесь, выбирайте, примеряйте на себя. А я напоследок сообщу ещё один занимательный факт. В пёстром античном мире был один островок серости — строгая и аскетичная Спарта. Женщины Спарты, оправдывая репутацию города, золота не носили вовсе. А если хотели украсить себя, то надевали лаконичные браслеты из бронзы или железа.
Но на Чёрном море спартанцев отродясь не было.
Подпишитесь на канал «Увидел & Зацепило», порадуйте свои глаза и ум.