Найти тему
IVCHINA | Всё про Китай

Зачем Китаю новый "Шёлковый путь"?

Когда-то в древности существовал маршрут, по которому шла торговля между Китаем и Европой, и среди множества перевозимых товаров выделялся шёлк, благодаря которому торговый путь и получил своё название -"Великий шёлковый путь", а в XXI же веке Китай начал реализовывать новый грандиозный мегапроект - "Один пояс, один путь", или как его ещё называют - "Шёлковый путь XXI века"...

IVCHINA
IVCHINA

Мы уже обсуждали в одной статье, что у "Шёлкового пути XXI века" есть "предшественник" - "Великий шёлковый путь". Шёлк, в честь которого и был назван великий торговый путь древности и средневековья, пользовался громадной популярностью в Европе.

Для справки: дело в том, что европейские христиане-католики, как и было "положено", мылись очень редко, несколько раз за всю жизнь. Ведь как учила Римско-католическая церковь, мыться много было нельзя, иначе можно было смыть благословение, полученное при крещении. Добавим сюда скученность населения и жуткую антисанитарию, всё это рождало тотальную проблему вшей.

Как писал Георгий Абсава в своей работе "Мог ли быть отравлен Пётр Великий?", в одежде и белье из шёлка это насекомое не заводилось, потому шёлк и был товаром стратегического значения в Европе.

По примеру великого торгового пути древности, изменившего облик мира, руководством страны во главе с Генсеком ЦК КПК Си Цзиньпином в 2013 году был дан "старт" инициативе "Один пояс, один путь".

Так, по данным "Тасс", инициатива предполагает создание глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры с целью сбыта китайских товаров и услуг, и включает в себя два проекта: "Экономический пояс Шёлкового пути" и "Морской шёлковый путь XXI века".

Однако, как часть инициативы "Один пояс, один путь" Китай запускает ещё, например, и "Полярный шёлковый путь", а также "Цифровой шёлковый путь". Всю эту "совокупность" "шёлковых путей" так и называют "Шёлковый путь XXI века", или просто "Новый шёлковый путь". Так проще, чтобы не запутаться.

Китайская инициатива "Один пояс, один путь". Источник: www.beltroad-initiative.com
Китайская инициатива "Один пояс, один путь". Источник: www.beltroad-initiative.com

Этот мегапроект, по сути, является "краеугольным камнем" внешней политики Китая. Отсюда берёт своё начало евразийская и морская геополитика новой сверхдержавы - КНР. Ряд экспертов утверждает, что это китайский вариант глобализации в противовес западному, точнее - американскому варианту. Глобализация 2.0.

Чтобы понять масштабность проекта, достаточно взглянуть на некоторые цифры. Так, согласно аналитикам, начиная с 2013 года было реализовано боле 2200 контрактов на 1,12 трлн. $.

Вот другой пример: проект "Экономический пояс Шёлкового пути" объединит все части Азии, а длина маршрута составит около 7000 км.

В целом, при реализации проекта, китайцы выделяют несколько основных целей:

  1. Координировать взаимодействие в политике, искать "точки соприкосновения", например, это может быть совместная борьба с международным терроризмом.
  2. Создать сухопутные и морские коридоры, связывающие Европу и Азию. Построить единую железнодорожную транспортную сеть, а также автобаны, мосты, порты и причалы.
  3. Ликвидировать торговые барьеры. Китай является сторонником свободной торговли, выступает против протекционизма, что и не удивительно: конкурировать с ним очень сложно.
  4. Вести расчёт в национальных валютах. "Камень в огород" доллару и евро.
  5. "Перезапустить" экономику. Экспортировать товары, которых уже в избытке, инвестировать в строительные проекты, создавать новые рабочие места и т.д.

Реализуя этот проект, китайцы преисполнены амбициями изменить всю международную систему торговли и политических отношений, усилить своё глобальное политическое и экономическое влияние.

У Китая есть деньги для инвестиций. Так, к примеру, для этой цели в октябре 2014 года был был основан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

www.beltroad-initiative.com
www.beltroad-initiative.com

В целом, сторонников проекта в мире много. Ведь, в принципе, Китай оказывает помощь в строительстве, инвестирует, даёт как кредиты, так и "просто" оказывает финансовую помощь. Однако, эти страны попадают в зависимость от Китая - главного вдохновителя и реализатора мегапроекта "Один пояс, один путь".

Однако, стоит признать, что китайская инициатива привлекательна, и может принести реальные бонусы участникам. Так, например, даже среди стран-членов Европейского союза есть те, кто готовы поддержать инициативу, поучаствовать в проекте. В первую очередь - это Италия, первая страна из "Большой семёрки", подписавшая в апреле 2019 года соглашение о сотрудничестве с Китаем.

Babudzin

Источники:

  • Галенович Ю. М. "Глобальная стратегия Китая";
  • Георгий Абсава "Мог ли быть отравлен Пётр Великий?";
  • "Approach to matters relating to China";
  • Википедия;
  • "Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXII";
  • "Тасс".