Найти тему
Таня Рязанова

А ребёнок - завтра

Каждая мама знает слово "психосоматика". В неё можно не верить, её можно игнорировать. Можно продолжать лечить ребёнка от гастритов, бронхитов и пиелонифритов, жаловаться на плохую экологию и растущую устойчивость вирусов к лекарствам. Но сегодня от одного телесного терапевта я услышала одну очень важную вещь: "Ни один ребёнок до подросткового возраста не болеет своими заболеваниями". И потом терапевт добавил: "кроме ОРВИ и простуд". А я бы и большинство ОРВИ списала на психосоматику и болезни, передаваемые (создаваемые) родителями.
Мне сразу вспомнился один случай. Я расту в учительском семье. В моей семье культ школы, какое-то очень трепетное, мистическое благоговение перед всем, что она с собой несёт. Это лето перед моим первым классом. Мне 7 лет. Мама купила "Подарок Первоклассника" - красочную, большую коробку с "чем-то". Убрала наверх, на антресоли. Но подсознательно, где-то глубоко внутри, я, ребёнок, каждую минуту ощущаю присутствие в доме коробки. Коробки с "чем-то". Сейчас я даже не могу вспомнить, что я испытывала по этому поводу: нетерпение, желание поскорее открыть и увидеть "что-то", потребность поскорее получить этот атрибут взрослости и принадлежности к "чему-то", доказать свою значимость и ценность через это "что-то", принадлежащее мне. И я заболела.
Заболела сильно - с высокой температурой, рвотой, судорогами. Мне не помогали никакие лекарства. Ни один пришедший к нам домой врач не смог поставить диагноз. Анализы ничего не показали. Я пила таблетки, спала, просыпалась, плакала, пила таблетки и засыпала снова. К вечеру второго дня я сказала измученной и обессиленной маме: "Мамочка, а давай откроем коробку?" "Танюш, ещё рано, это же для школы, подарок тебе к первому классу", - сказала мама. "Мамочка, ну давай откроем! Я тогда честно-честно сразу поправлюсь," - я даже не помню, что мной двигало, когда я произнесла эти слова. Я не уговаривала, я точно знала, что так оно и будет. Помню, что я заснула счастливая,в развалах ручек, мелков, цветных фломастеров и нежно-зелёных тетрадок в узкую линию и крупную клетку. Я даже помню запахи акварели, свежей бумаги, чернил, деревянного пенала. Нужно говорить, что утром я проснулась здоровой?
Я из тех мам, кто уверен: психосоматика существует и играет ключевую роль в детском здоровье. У ребёнка скрутило живот? Да, возможно, это несвежая пища, но, скорее всего, нервное напряжение и перенесённый стресс. У ребёнка без видимой причины подскочила температура? Да, возможно, это новый вирус, но, скорее всего, перевозбуждение и защита нервной системы от слишком сильных эмоций, с которыми она пока не может справиться. Суеверные бабушки ещё называют это "сглазом".
Или вот: пошёл ребёнок в детский сад и сразу начал болеть. Вы думаете, причина в изобилии вокруг ребёнка больных детей? Нет. В поликлинике, на детских площадках, в игровых центрах, в городском транспорте таких же сопливых носов ничуть не меньше. И в самом детском саду на второй-третий год дети и инфекции те же, но наш ребёнок болеет значительно меньше. Причина в психосоматике и в способности нервной системы к адаптации.
Несколько лет назад, когда я впервые пришла к этой мысли, я задалась самым логичным и неизбежным вопросом: "А врождённые заболевания? Генетические? Онкология у трёхлетних детей, возникшая там, где ещё никакая психосоматика не могла накопиться? Родовые травмы, в конце концов?"

2015, Ижевск, фотограф Татьяна Вараксина
2015, Ижевск, фотограф Татьяна Вараксина


Сначала всё стало очень понятно с травмами. Дети получают травмы в родах от нас, матерей. Представьте, что вы попадаете в нестандартную, чрезвычайную, экстренную ситуацию, к которой вы не готовы (какой, к сожалению, для большинства из нас и являются роды). Например, едете по страшному бездорожью. Для каждого очевидно, что большая машина проедет легче и с меньшими повреждениями, чем маленькая. Новая проедет легче, чем старая. Внедорожник - легче, чем низкий спорткар. Машина, которая регулярно проходила профилактическое техническое обслуживание, - легче, чем та, которая ни разу в жизни не была на техническом осмотре в автосервисе. Совсем легко проедет та, в которой водитель ответственно готовился к этому участку дороги - прошёл пешком, осмотрел, измерил глубину грязи в лужах, запасся сапёрной лопаткой , парой досок и и мешком сухого песка. Понимаете, к чему я?
Благополучные роды - это наша собственная ответственность, такая же, как ответственность водителя провести машину через участок бездорожья. Врачи, акушеры, кто бы то ни был рядом с вами в родах, - это только те люди, кто помогает выталкивать застрявшую машину из ямы. Никто не управляет родами, кроме вас. Во время осознать это - значит, иметь все шансы предотвратить травмы малыша в родах. Взять на себя ответственность за те травмы, которые уже произошли - значит, начать путь к выздоровлению.
Связывать воедино психосоматику рода (нескольких поколений) мой материалистичный мозг начисто отказывался. Да, во всех религиях есть упоминание о том, что "дети платят за грехи родителей". У всех народов есть мифы и древние сказания о том, как дети страдают за поступки своих предков. Все матери, впервые сталкиваясь с диагнозом своего ребёнка, инстинктивно, от беспомощности и непонимания, по инерции задаются, казалось бы, бессмысленным вопросом: "За что?"

2017 год, Ижевск, фотограф Татьяна Вараксина
2017 год, Ижевск, фотограф Татьяна Вараксина


С рождением в нашей семье Гоши я интуитивно чувствовала, что этот вопрос не бессмысленный. И только сегодня в моей голове всё встало на свои места. Каждый ребёнок приходит в определённую семью. Каждый ребёнок что-то приносит с собой, чему-то учит своих родителей. Каждый ребёнок, как проявитель в фотолаборатории, что-то проявляет в нас самих, делает чётким, ясным, понятным. Особый ребёнок - особенно. И если в семье рождается ребёнок с патологиями, то вопрос "За что?" - самый первый и главный, на который необходимо ответить.
Когда я делилась соображениями по этому поводу с мужем, он задал очень логичный и прагматичный вопрос: "Для чего мне это знать? Что это изменит?" Мой практичный и рациональный муж совершенно прав. Понимание причины какого-то серьёзного заболевания (аутизма, болезни Дауна, раковой опухоли, врождённой слепоты и т.д.), вряд ли поможет эту болезнь излечить. Например, наш Гоша вряд ли завтра побежит бегом и заговорит длинными предложениями. Но понимание причины позволит заговорить на языке вашего ребёнка.
"Как это?" - это спрашивает мой муж. "Вот смотри, нам, родителям, важно, чтобы наш ребёнок был приспособлен к жизни в окружающем его мире, так? Для этого он должен научиться взаимодействовать с этим миром. Показать, где у него болит, попросить еды или воды, дать понять, что ему холодно или жарко. Этому ребёнка учим мы, родители. Но, представь, что мы учим его на английском языке, а наш ребёнок понимает только японский? Или ещё тупиковее ситуация, мы с тобой - немые, можем объяснятся только жестами, а наш ребёнок - слепой. В этом случае язык прикосновения - наука, которую нам всем предстоит освоить. Понимаешь?"
Муж честно признаётся, что не понимает.
Я говорю: "Если ты понимаешь, почему именно у тебя родился ребёнок, с какой-то определённой патологией, то ты уже знаешь причину. Причина не в ребёнке, причина в тебе. И как только ты это поймёшь, ты сразу же поймёшь, что с этим нужно делать".
Это как в короткой, но совершенно потрясающей книге Рэя Бредбери про голубую пирамидку "А ребёнок - завтра". Два человека очень любили друг друга и очень хотели завести ребёнка. Всё было хорошо, но вдруг у них родилась голубая пирамидка. И что бы они ни делали, к каким бы докторам ни обращались, никто не мог им помочь. А потом один учёный (кажется, учёный, я читала давно и могу ошибиться) сказал им: "У вас родился обычный ребёнок, просто в другом измерении. Чтобы его увидеть, вы должна прийти к нему, в его измерение. Вы сразу же увидите вашего малыша как маленького человечка, он будет улыбаться и гулить, у него будут ручки и ножки. Но вы для всего мира с этого момента станете эллипсом и параллелепипедом. Согласны?" Они согласились. И увидели своего малыша. Эта книга обязательна к прочтению в каждой семье, где растёт особенный ребёнок!
Любая патология, любое заболевание, любое нарушение здоровья у нашего ребёнка идёт от нас. Признаться себе в этом, найти это в себе, вскрыть, проболеть, прореветь, проработать - это значит, начать движение к своему ребёнку, в его измерение, в его мир, к диалогу на одном языке. Без этого невозможно никакое развитие, никакая эффективная реабилитация.
И я сказала мужу, почему, мне кажется, у меня родился Гоша. И мой муж сказал, почему, ему кажется, у него родился Гоша. И тут же мы наперебой вспомнили, как много Гоша нам дал, что и как изменилось в жизни с его появлением. И тут же наперебой мы стали говорить, что нужно делать дальше, чтобы помогать нашему сыну развиваться. Всё сложилось, всё стало очень понятным, как будто мы, родители, превратились в эллипс и параллелепипед и наконец-то увидели обычным, а не особенным, нашего сына.
"Нужно перестать оценивать. Вообще убрать оценку чего бы то ни было, " - сделала вывод я. "Нужно стимулировать развитие, создавать не условия для развития (это есть во всех детских садах, развивающих центра и комнатах Монтессори), а импульсы для развития", - сделал вывод муж.
Я не буду вдаваться в детали, это личное. Но сегодня пришло два очень важных понимания (знания), которые мне хочется передать всем мамам особенных детей:
1. Пока вы не поймёте причину, вы будете топтаться на месте.
2. Причина не в ребёнка, причина в вас самих.
И третье, очень грустное. Если вы не согласны с пунктом два, вы автоматически возвращаетесь к пункту один.