Найти тему
Таня Рязанова

Покажите ребёнку счастье, и он скопирует счастье.

Каким было Сотворение мира? В детстве я верила в теорию Большого Взрыва. Моя мама работала в школе, преподавала точные науки - физику и астрономию. И была она очень хорошим педагогом, у которого на уроке не только параграфы из учебника. Мама показывала диафильмы про космос, находила интересные статьи в современных научных журналах, а по вечерам иногда вместе с учениками поднималась на крыши соседних пятиэтажек - знакомиться со звёздами и созвездиями.
Про Сотворение мира на Земле тоже всё было понятно. Жизнь вышла из океана. Сначала жили только рыбы и прочие морские твари, потом появились рептилии, которые переродились в млекопитающих, а те со временем полетели и стали птицами. В детстве для меня это было очевидно. У меня была большая и красочная энциклопедия, где на каждой странице было подробно рассказано, как и когда всё это произошло. Почему не все животные вышли из океана или почему не все обезьяны стали людьми - этими вопросами я в детстве не задавалась.
Лет в 14-15 я увлекалась божественными историями про Сотворение мира: сначала художественными главами из Ветхого Завета, потом сдержанными повествованиями Торы, потом метафоричными историями из различных ветвей индуизма.\
Лет в 20 я по-новому взглянула на сказки - древнегреческие, арабские, африканские, индейские, славянские. Каждый народ рассказывал о рождении мира и младенчестве мира, его колыбели. Там не было ни про Большой Взрыв, ни про теорию Дарвина. И интуитивно я чувствовала, что это правда.
Мир существует сам по себе, независимо от участия или неучастия в нём людей. В нём есть эволюция, он рождается и умирает. А ещё мир (и это тоже правда) существует только через наше восприятие. Так мир слепого наполнен звуками и тактильными ощущениями, мир ребёнка - яркими картинками, мир новорождённого младенца - запахами. Мир существует только через наше к нему отношение. Мир меняется в зависимости оттого принимаем мы его или отторгаем, радуемся ему или злимся, чувствуем холод или тепло, голод или сытость, усталость или бодрость. Если мы ждём ребёнка, то везде встречаем беременных, а если недавно купили машину, то на каждом перекрёстке видим машину такой же модели. Если мы концентрируемся на болезнях, то болеем. Если боимся быть обманутыми, то нас обязательно обманывают. Деньги приходят к деньгам, и беды приходят к бедам. Мы сами, своими руками, творим свой собственный мир. И мир своих детей.
Однажды один знакомый музыкальный терапевт сказал об этом: "Представляете, каждый ребёнок приходит в этот мир как чистый лист, он ещё ничего о нём не знает. Он открыт, он восприимчив, он впитывает. Мы, родители - первые люди, которых встречает ребёнок на своём пути. Именно от нас зависит, каким станет его мир - дружелюбным и безопасным, или напряжённым и тревожным. Именно мы заселим его мир первыми образами, именно мы заложим в нём первый опыт общения с окружающим миром".
Вы только представьте, какая это ответственность! Мы, родители - и есть мир ребёнка. Наша тревожность - это его тревожность, наши страхи - его страхи, наше раздражение - его агрессия. И наоборот. Наше спокойствие - его спокойствие, наша расслабленность - его расслабленность, наше - умение наслаждаться красотой окружающего мира - источник его умения наслаждаться красотой.
Только на минутку, на мгновение посмотрите на мир глазами ребёнка. Поставьте в центр этого мира себя - родителя, и посмотрите, какой вы. Что вы излучаете? Уверенность и безопасность? Напряжение и ожидание скрытых повсюду угроз? Что вы, ребёнок, хотите почувствовать от родителя? Что сделает ваш мир таким, в котором вам захочется расти, развиваться, учиться? В какой мир вы хотите войти?
Запомните. Вернитесь на своё место родителя.
Покажите ребёнку беспомощность, и он скопирует беспомощность.
Покажите счастье, и он скопирует счастье.

2017, Махараштра, Индия, фото из семейного архива
2017, Махараштра, Индия, фото из семейного архива