Обычно считается, что исламская вера добралась к осетинам довольно поздно - уже в XVI-XVII, причем от соседей-кабардинцев. Но не совсем так.
Когда к осетинам пришел ислам?
Известно, что предки осетин аланы уже были не только православными христианами, но и тесно связаны с исламом. Например, мусульманские символы археологи находят в некоторых аланских захоронениях.
Аланы воевали и торговали со вторгнувшимися в VII столетии на Кавказ арабами, затем с Золотой Ордой, в XIV веке официально ставшей исламским государством. Отсюда и проникновение ислама на аланскую землю.
Исламские памятники града Татартуп
Один из первых известных исламских памятников на территории Северной Осетии - Татартупский минарет (близ аланского города Татартуп), до наших дней, увы, не сохранившийся из-за неудачной попытки реставрации в 1981 году.
Татартуп - древний аланский город, где под влиянием Золотой Орды в XIII-XIV веках здорово укрепилась исламская вера. Город, иногда называемый также Дедяковым, разрушил воевавший с золотоордынцами полководец Тамерлан.
В самом Татартупе (40 км от современного Владикавказа) имелись, по свидетельствам путешественников, наряду с церквями, две большие мечети, мусульманское кладбище, множество других исламских памятников.
Кто сегодня исповедует ислам среди осетин?
Сегодня ислам среди осетин, по большей части, исповедует субэтнос дигорцев, на которых повлияли кабардинцы. Но есть мусульмане и среди осетин-иронцев - например, в Алагире.
Крупные осетинские мусульманские общины существуют не только в Дигории, но и в других местах - в Эльхотово, в Беслане. Мусульманами является примерно 15% населения Северной Осетии (включая и другие народы, кроме осетин).
Живут осетины-мусульмане, потомки мухаджиров XIX века, и в Турции. А вот в Южной Осетии ислам среди осетин-кударцев не распространился, здесь его исповедуют лишь приезжие с Северного Кавказа.
Известные осетины-мусульмане
Среди известных осетин-мусульман можно вспомнить муфтия Северной Осетии Хаджимурата Гацалова, Олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Хасана Бароева, бывшего главу республики Таймураза Мамсурова, супругу футболиста Алана Дзагоева Зарему, и многих еще людей.
Осетинская христианская и мусульманская община живет друг с другом в полной гармонии. Осетины-мусульмане и осетины-христиане также примерно одинаково почитают веру аланских предков Уацдин.