Дневники Зеленого края

Рандеву на грани фола. Или как наши военные моряки жестко "бодались" с американцами. Часть первая.

Атомная подводная лодка К-314 проекта 671 "Ёрш" Фото из Яндекс-коллекции
Атомная подводная лодка К-314 проекта 671 "Ёрш" Фото из Яндекс-коллекции

Ядерное оружие, в годы "Холодной войны", стало "великим уравнителем". Перспектива гарантированного взаимного уничтожения остужала головы даже самым отчаянным милитаристам. Сверхдержавам, находившимся в стадии противостояния, приходилось обдумывать каждый поступок и жест, прежде чем делать какие-то радикальные шаги, направленные друг против друга. Обычно США и СССР "спускали пар" в локальных войнах, руками своих союзников, защищая сферы влияния, а заодно и тестируя новейшие системы вооружений.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Но иногда случались очные встречи, когда оружие применять было невозможно, но нельзя было оставить без внимания бесцеремонность и наглость оппонента. Любопытно, что в роли "задир" почти всегда выступали американцы, словно ставившие задачей проверить нас "на слабо". И это не "советская пропаганда", а объективная реальность. Кратковременные нарушения границ, опасные маневры в воздухе, пролёты самолётов-разведчиков, постоянные учения близ морских рубежей СССР как-то не вязались с мифом о страшной советской угрозе. Нашим морякам и летчикам приходилось искать адекватные ответы, чтобы с одной стороны, отучить "партнеров" хамить, а с другой - не перейти опасную грань.

Авианосец USS Kitty Hawk (CV-63). Фото из Яндекс-коллекции
Авианосец USS Kitty Hawk (CV-63). Фото из Яндекс-коллекции

Что не говори, а авианосный ордер - опасная штука. И когда он, без видимых причин, шляется в непосредственной близости от твоих рубежей, тут уж не до шуток. В марте 1984 года как раз и случилось нечто подобное. Огромный американский авианосец USS Kitty Hawk водоизмещением в 76 тысяч тонн, вкатился в Японское море и начал движение в шаговой доступности от наших границ. Происходило всё это в рамках учений, с названием, " Team Spirit ", которое подходило, скорее, для рекламной кампании новых кроссовок. Но тут уж, как говорится, дело вкуса. Как бы странно и пафосно не обзывались эти маневры, плавучий аэродром, с сотней летательных аппаратов и огромной свитой, в виде крейсеров, фрегатов и эсминцев, приятными гостями не назовешь. И командование советских ВМФ эта пёстрая компания откровенно раздражала. Представить себе обратную ситуацию, к примеру, советский авианесущий крейсер проекта 1143, где-нибудь в трехстах километрах от Лос-Анджелеса, было довольно сложно.

Советский авианесущий крейсер проекта 1143. Фото из Яндекс-коллекции.
Советский авианесущий крейсер проекта 1143. Фото из Яндекс-коллекции.

Следить за этими показательными выступлениями US NAVY отрядили атомную лодку К-314 проекта 671 "Ёрш". Ёршик, родом из Ленинграда, хоть и именовался в честь рыбьей мелочи, но имел ядерные клыки, в виде 553мм торпед и комплекса "Вьюга". Довольно долго лодка вела наблюдение за американцами, которые об её присутствии, похоже, даже не подозревали.

Ночью 21 марта 1984 гигантский корпус "Китти Хока" сотряс мощный удар. Советская АПЛ, всплывшая прямо в центре американского ордера, проделала в днище авианосца дыру, длиной в 40 метров и сама получила весьма серьезные раны. Были повреждены легкий корпус и гребной вал. К-314 отбуксировали в бухту Чажма, поблизости от Владивостока. После ремонта она ещё пять лет находилась в строю.

К-314 после столкновения. Фото из Яндекс-коллекции.
К-314 после столкновения. Фото из Яндекс-коллекции.

Вряд ли действия командира лодки капитана Евсеенко были направлены на то, чтобы нанести смертельный удар авианосцу: скорее, они стали стечением ряда обстоятельств. Инцидент довольно быстро замяли, отправив "капдва" служить на берег. Но и учения были свернуты и довольно долго американские авианосцы к нашим берегам не приближались, ибо чёрт его знает, что ждать от этих советских.

Злосчастный Китти Хок потом ещё раз стал объектом учебной атаки, на этот раз российских Су-24, которые образцово "вскрыли" его ПВО и немного развеяли миф о непроходимости противовоздушной обороны американского авианосного ордера. Случилось это в октябре 2000 года, в шестистах километрах от Владивостока.

Снимок Китти Хок из бомбардировщика Су-24. Фото из Яндекс-коллекции
Снимок Китти Хок из бомбардировщика Су-24. Фото из Яндекс-коллекции

Ещё один похожий инцидент произошел уже в постосоветскую эпоху, с российской титановой лодкой типа 945 "Барракуда". В феврале 1992 года АПЛ К-276 "Краб" (сейчас "Кострома") под командой кавторанга Локтя,в районе полуострова Рыбачий, повстречалась с похожей по классу американской субмариной "Батон Руж" (тип Лос-Анжелес").

Американская АПЛ "Батон Руж" (тип Лос-Анжелес"). Фото из Яндекс-коллекции
Американская АПЛ "Батон Руж" (тип Лос-Анжелес"). Фото из Яндекс-коллекции

"Батон Руж", имеющий репутацию "убийцы субмарин" следил за кораблями Северного Флота. И делал он это, как говорится в одном известном криминальном фильме, без должного уважения. Находилась американская ударная АПЛ прямо в наших территориальных водах. Её командиры и экипаж настолько увлеклись и были настолько уверены в своей безнаказанности, что даже не сразу поняли, кто нанес им сильнейший удар.

Российская лодка проекта 945 "Барракуда". Фото из Яндекс-коллекции
Российская лодка проекта 945 "Барракуда". Фото из Яндекс-коллекции

Российский "Краб" так ловко боднул брюхо американца своей сверхпрочной рубкой, что у того случился пожар и небольшая паника на борту. Вскоре после этого американскую субмарину отправили на списание. Наша лодка обошлась лишь примятым ограждением рубки. Говорят, что столкновение было вызвано недостатками акустической системы К-276, но до сих пор на её рубке красуется о многом говорящая звездочка. Продолжение следует.

Читайте новое: Почему иностранные журналисты назвали АПЛ "Хабаровск" подводной лодкой десятилетия. Субмарина спецназначения или "Судного дня".

Ставьте нравится и подписывайтесь, если материал показался вам интересным. Это реально нам помогает развиваться. Спасибо!