Найти тему
Георгий Жаркой

Судьба прадеда помогла понять мать

Рисунок: Яндекс
Рисунок: Яндекс

Молодая девушка была в очень сложных отношениях с матерью. Пока один случай все не изменил. Девушка приехала в командировку в Новосибирск, чтобы найти «следы» своего прадеда, который там когда-то преподавал. Ей помогли найти его бумаги. Ознакомившись с ними, она стала другим человеком. Я расскажу все по порядку.

Это молодая журналистка. Сильная воля, острый язычок – палец в рот не клади. Она полагала, что мать любила свою работу больше ее, дочери. И чувствовала себя обделенной. Бывает такое.

Хотя они жили в одной квартире – постаревшая мать и расцветающая дочь – общались мало. Или почти не общались. Девушка была убеждена, что платит матери той же самой монетой. Или – иначе сказать – мать получает от дочери то, что дала когда-то. То есть, видимо, холодность и сдержанность. Так она полагала. И говорила об этом на работе, не стесняясь. Мы все смотрели на нее с удивлением, но не вмешивались: это ее дело.

А еще она рассказывала о том, что когда-то в Новосибирске преподавал ее прадед. По-моему, в университете. Подробностей она не знала. Говорила только, что это по отцовской линии. А поскольку ее мать с мужем – отцом девушки - развелась, то о «той родне» ничего известно не было. Отец у нее где-то сгинул, и веревочка оборвалась.

Как она узнала о прадедушке из Новосибирска – я не знаю. Только, видимо, что-то в душе щемило. Однажды буквально выпросила командировку по заданию редакции – и поехала.

Его документы хранились в университетском архиве. Среди прочего, она нашла начало незаконченных воспоминаний.

Какая-то деревня. Бедный дом. Мальчик играет на полу, старший брат – во дворе. Мать лежит на лавке – лицом к ребенку. Смотрит на него внимательно и молчит. Мальчик поиграет и взглянет на мать. И встречает неподвижный застывший взгляд. Брат зашел в избу, подошел к матери и заплакал: она умерла.

Так началось сиротство. Старшего брата забрала на воспитание какая-то тетка. А его, маленького мальчика – прадеда нашей журналистки – отец, у которого была другая семья.

В записках выведена мачеха – маленькая женщина с колючими глазками. Описано, как она его била по всякому поводу и как отец не вмешивался, считая ее правой. Череда несправедливостей.

Затем война. Военное детство с мачехой, приводившей в избу каких-то мужиков. Голод, побои, безнадежность.

Когда она закончила читать, то подумала: «Надо же, такое детство, но он получил образование и стал преподавателем». А потом вспомнила, что и ее родная мать воспитывалась в детском доме. И иначе на нее взглянула. Душа прозрела, если так можно выразиться.

Фото: Яндекс
Фото: Яндекс

Вернулась на работу, рассказала нам о своей поездке, а о матери перестала упоминать в разговорах – как отрезало! Судьба прадеда помогла понять мать.

Как то прибежала откуда-то, развернула у всех на глазах бордовую теплую кофту и сказала:

- Вот, маме купила, ей такой цвет нравится.

Мы учим наших детей говорить и ходить, потом читать и писать. Но часто забываем, что их душу тоже воспитывать надо. А нам все некогда. Прибежим с работы, заглянем в тетрадки, накричим за невыполненное задание – устали потому что. И всё.

А этот случай мне запомнился. Часто о нем думаю.

Я пишу с «натуры». В каждой миниатюре – реальный случай. Пишу не для скептиков и критиканов. Мой канал "Георгий Жаркой".