Найти тему

Вопрос, который НЕЛЬЗЯ задавать клиентам

Этот вопрос, состоящий всего лишь из одного слова, обсуждается почти в любом тренинге по продажам. Считается, что это хороший вопрос, даже один из лучших. И только спустя годы продавцы начинают догадываться, что их научили неправильно, что вопрос этот очень вреден и его НЕЛЬЗЯ задавать клиентам. Можно работать с возражениями, объяснять свою позицию, просто сказать «хорошо» или перейти к другому пункту обсуждения – все что угодно лучше, чем этот вопрос.

Какой же это вопрос? Это вопрос «Почему?» именно так, одним словом.

Почему же нельзя спрашивать «почему»? Проблема в том, какие последствия вызывает этот вопрос. С одной стороны, спросить «почему» - это хороший способ получить более подробную информацию, причем клиент сам будет выбирать, в какую сторону развивать обсуждение (потому что вопрос максимально широкий, не уточняет, что именно «почему»). Но! С другой стороны, если клиент объясняет, почему:

- время для начала сотрудничества не самое удачное;

- продукт или услуга ему не подходит;

- он сотрудничает с Вашими конкурентами;

- он хочет получить более низкую цену;

- он должен обдумать Ваше предложение;

- компания хочет развиваться в другом направлении, не перспективном для Вас и Ваших продуктов;

- Вы не можете встретиться с ЛПР;

- он не дает Вам определенную информацию;

- он не будет тратить больше денег, чем тратит сейчас, и т.д.

Если клиент объяснит продавцу, почему это так, он таким образом разовьет и докажет свое предыдущее утверждение и сам себя убедит в том, что он прав. И тем сложнее будет изменить его мнение.

Что можно спрашивать вместо «почему»?

Вот 5 простых вариантов:

1. А что если существует более удачное решение?

2. Вы рассматриваете другие варианты?

3. Вы не возражаете против обсуждения альтернативных сценариев?

4. Позвольте не согласиться с последним пунктом.

5. Мы можем подробнее обсудить эту тему?

Эти и подобные реплики решают важную задачу: отвлечь клиента от защиты озвученной им позиции. Вы можете также дать краткую позитивную оценку действующему решению покупателя - что-то вроде «хорошо придумано», а потом продолжить задавать вопросы. Клиент почувствует, что Вы внимательно слушаете его, а Ваша поддержка и согласие снизят сопротивление будущему предложению.