Когда мне было столько же лет, сколько сейчас Мите, я плакала на руках у моей мамы по очень важной причине: "Меня не любит Витя, потому что я - некрасивая". Сейчас я, конечно, уже не помню, почему я тогда решила, что Витя меня не любит, и почему причиной его нелюбви явилась именно моя некрасивость. Помню, что было это очень обидно, горько, больно и - окончательно. Я же некрасивая - навсегда.
Помню, мама тогда говорила, что для неё я - самая красивая девочка на свете. Меня это успокаивало мало, ведь красивой хотелось быть не для мамы, а для Вити. Помню, мама тогда говорила, что таких Вить у меня будет миллион. Миллиона не хотелось, хотелось одного и конкретного. Ещё помню, что мама была большая, мягкая, тёплая, родная. Я лежала на её коленках, она гладила меня по волосам, и это очень меня успокаивало. Ладно, бог с ним, с Витей.
Тема любви моему старшему девятилетнему мальчику пока не близка. Он воспринимает девочек или как напарников в играх, лазаньи по деревьям и сбивании палкой кокосов, или как соперников в плавании, шахматах и забегах наперегонки. А вот тема собственной принадлежности к какой-то стае или болезненного исключения из неё уже началась. Дети в этом возрасте часто дружат "против кого-то". А через несколько дней его принимают обратно в стаю и начинают дружить против кого-то нового. И через несколько дней это снова меняется.
Как в такие минуты показать своему плачущему, отвергнутому ребёнку его ценность, значимость, уникальность? Как не позволить ему потерять уверенность в себе, в своих силах, в своей привлекательности? Как дать ему почувствовать, что он любим, он нужен, а завтра будет новый день, и нужно просто дожить до завтра?
Я помню, что в такой ситуации слова не имеют никакого смысла. Витя же меня не любит - это факт. И я некрасивая - тоже факт. Поэтому сегодня, дав своему сыну Мите просто наплакаться (его снова не взяли куда-то с собой и "задвинули" старшие ребята), я предложила ему вместе посмотреть короткие видео: "Нужно же нам чем-то заняться, правда?" И это оказались именно те видео, которые нужно было сегодня посмотреть. Невероятные просторы, безграничные путешествия, бесконечные возможности одного-единственного (каждого конкретного, совершенно любого) человека, весь мир перед тобой... И так здорово, что самые главные слова прозвучали сегодня не от меня. Go forward.