Найти тему
Одинокий странник

Что мешает развитию туризма в Сибири

Практически каждую неделю посещаю красивые места. Где-то езжу самостоятельно, что-то посмотрел во время командировки, куда-то отправлялся в составе организованной туристической группы.

Восторгаясь сибирской природой, каждый раз спрашиваю себя; «А почему здесь так мало предложений по размещению?», «Здесь вроде всё неплохо, но почему так дорого?», «Неужели в этом месте негде остановиться?», и так далее.

В итоге, как человек, не чуждый бизнеса, думаю: «Что если самому здесь что-то организовать?», и начинаю считать.

1) Финансовая составляющая на примере Хакасии, Ширинский район.

Отличные солёные озёра Шира, Белё, Тус, на которых есть, где остановиться, плюс Фыркал и Итколь, на которых совсем негде, а рядом: Туимский провал, Тропа Предков, горная гряда Сундуки, множество красивых пещер, шикарная природа. Почему это место не так раскручено, как, например, Алтай?

Одна из самых приличных баз на озере Белё, единственная, кто ещё работал 31 августа 2019 года. Остальные - до 20-25 августа.
Одна из самых приличных баз на озере Белё, единственная, кто ещё работал 31 августа 2019 года. Остальные - до 20-25 августа.

Начинаем считать, что будет, если открыть свою базу отдыха и сразу натыкаемся на сезонность: пляжный сезон с середины июня по конец августа, причем пик — с начала июля по середину августа. Более-менее сносные погодные условия - с начала мая по конец сентября (для тех, кому температура воды в озёрах не важна, например, для спелеологов, или кайт-серферов, но их - единицы). В остальное время на озёрах делать совсем нечего, несколько гостевых домов рядом с Сундуками и Тропой Предков принимают редких туристов.

Вид с тропы Предков на реку Белый Июс
Вид с тропы Предков на реку Белый Июс

То есть, заполняемость на 100% гарантирована полтора месяца, это если не подведет погода, или, какой-нибудь короновирус. Ещё дней 30 заполняемость будет процентов на 50-75, со слов владельцев гостевых домов. И, для тех, кто готов держать персонал, можно попробовать поработать ещё в мае и сентябре с заполняемость процентов 10-20. Вы скажете, а чем в средней полосе России лучше? Не соглашусь, я жил в Питере, и у нас сезон начинается с первомайских праздников и заканчивается в конце сентября. Плюс, кто-то ещё ездит за город в октябре, а на Новый год снимают те же коттеджи втридорога.

Хакасская степь и озеро Белё. Что на этой равнине может быть интересного в заморозки?
Хакасская степь и озеро Белё. Что на этой равнине может быть интересного в заморозки?

Даже если вы построите 10 средненьких домиков по 500 тысяч рублей за домик, плюс баня, хозблок, свой дом и покупка участка, беседки и туалеты, всё вместе обойдётся вам, минимум в 10 миллионов рублей.

Пусть даже запланируете окупаемость 10 лет, получается, надо заработать 1 миллион за сезон чистыми, хотя кто согласится вкладывать деньги с такой окупаемостью...

Ещё есть ежемесячные затраты. Обслуживающий персонал — пусть даже всего 4 человека, по 2 в смене, со всеми налогами по 25 тысяч на человека, получается 100 тысяч в месяц, а на май и сентябрь оставим двоих, по одному в смене. Получается ещё 500 тысяч на обслуживающий персонал.

Теперь добавляем расходы на рекламу, питьевую воду, электричество, мелкий ремонт, стирку белья за весь сезон. И ещё страхование имущества и налоги. И ещё откачку канализации, антиклещевую обработку и прочее. Это, совсем минимум, ещё 700 тысяч.

Ну и самим нам надо на что-то жить весь год, за счёт туристического сезона, добавим, для ровного счёта ещё 500 тысяч за сезон.

Всего мы должны заработать 2 миллиона 700 тысяч рублей. Это если не брали кредит на постройку базы, и денег на жизнь хватает.

Туимский провал, Хакасия
Туимский провал, Хакасия

Считаем посетителей, исходя из указанного выше процента заполняемости: например, в мае у вас будет каждый день снято 2 домика, в июне — 5, в июле и августе — по 10, в сентябре — 2.

Получаем: май 31*2=62, июнь 30*5=150, июль и август 31*10*2=620, сентябрь 30*2=60, итого 892 домико-дня, пусть будет, для ровного счёта 900 — за сезон, и это я считал по-максимуму.

Делим 2 700 000 на 900, получаем 3000 рублей в сутки за домик. Напомню, домик скромный, без удобств, без завтраков, на базе, где всего 2 человека обслуживающего персонала. И это при хозяевах-альтруистах, которые вложили 10 миллионов на 10 лет, сами работают на этой базе, и живут на копейки. Хотим больше комфорта — пожалуйста, цена будет расти пропорционально.

Из леса по дороге в Хакасию периодически выходят лисы, зайцы, олени
Из леса по дороге в Хакасию периодически выходят лисы, зайцы, олени

2) А теперь представим себя не на месте предпринимателя, а на месте туриста. Кто будет снимать средненький домик без удобств за 3 тысячи рублей в сутки? Если семья с 2 детьми, не сильно прихотливые и на несколько дней, то может быть. Для пары уже как-то не очень, но допустим. За 5000 рублей с удобствами дороговато, ещё плюс питание и дорога. Вот и получается, что едут только сибиряки на своих машинах.

3) Таким образом, для всех равнинных участков Сибири, нежелание инвесторов вкладывать деньги в строительство комфортабельных баз обусловлено отсутствием окупаемости из-за короткого летнего сезона. Сюда отнесём также замечательные солёные озёра Новосибирской области и степной части Алтайского края. Курорты Республики Алтай на берегах Катуни. Плато Путорана и Минусинскую котловину в Красноярском крае. Всю Томскую и Омскую области. Во всех этих местах развитие летнего туризма очень проблематично без государственной поддержки.

Гостиница на Ивановских озёрах в Хакасии - редчайший пример хорошего сервиса по приемлемой цене. Потому что горнолыжный сезон - до конца июня, походы май-октябрь, и потом снова горнолыжный сезон
Гостиница на Ивановских озёрах в Хакасии - редчайший пример хорошего сервиса по приемлемой цене. Потому что горнолыжный сезон - до конца июня, походы май-октябрь, и потом снова горнолыжный сезон

4) Что остаётся? Горные районы Алтая, Кузбасса, Красноярского края, плюс Байкал. Шерегеш — пример удачного развития гостиничного бизнеса — зима в Сибири долгая, горнолыжный сезон явно длиннее, чем пляжный, да и летом в горах есть, чем заняться. Единичные смельчаки совершают зимние горные походы на Алтае и в районе Саян. Байкал позволяет добавить 3 месяца зимних туров по льду. Поэтому, в данных регионах с туризмом гораздо лучше, вот все и знают из Сибири только Алтай, Байкал, Саяны да Шерегеш.

Пейзажи Ивановских озёр, Хакасия
Пейзажи Ивановских озёр, Хакасия

5) Когда я еду на своем машине из Томска, например, в Шерегеш, или в Красноярск, сталкиваюсь ещё с одной проблемой — дороги и всё, что с ними связано. Заправок — минимум и бензин не очень качественный, кафе по дороге раз-два и обчёлся, туалеты — это просто кошмар, даже при кафе внутри туалетов не делают — будочка на улице с дырой в полу, куда зайти страшно, а зимой ещё и холодно. Ладно, можно потерпеть, а перекус и чай в термосе взять с собой, но главное — даже не предусмотрено мест для остановки на трассе, никаких расширений, отвороток, карманов — просто едешь сотни километров, и даже некуда встать, кругом снег. Понимаешь, что если что-то случится с машиной, то так тут можно и пропасть. Связи, естественно, вне городов, практически нет никакой. Летом проще, можно встать на обочину, но летом снег сходит и дороги превращаются в направления, машина убивается напрочь.

И так сотни километров, без единого съезда
И так сотни километров, без единого съезда

5) Есть направления, которые могли бы быть интересны всем любителям экзотики — охотничьи заимки на Васюганских болотах, или поездка на теплоходе по Енисею от Красноярска до Норильска и обратно.

Знаете, сколько стоит вертолет, чтобы из Томска пролетел над Васюганскими болотами, посадил на заимку, а потом забрал через несколько дней? 650 000 рублей! Плюс, ночёвка в охотничьем домике без удобств, связи и электричества ещё от 10 000 рублей за сутки на человека. Да, на 15 человек выйдет по 43 тысячи, но вы их ещё наберите. Потом доберитесь до Томска. И организаторы должны что-то заработать. Получится, из Москвы на пару дней так слетать — тысяч по 100 рублей с человека.

А упомянутый круиз по Енисею — что-то в районе от 180 000 на человека, плюс долететь до Красноярска, назад из Норильска и расходы в местах остановок. Это уже где-то по 250 000 на человека суммарно.

Почему так получается? Потому что такими направлениями занимаются монополисты — одна вертолётная компания и одна - судоходная.

6) Завершает картину известная в России проблема — дороговизна авиарейсов. Да, сейчас можно слетать и за 20 тысяч из Москвы в какой-нибудь сибирский город туда-обратно, что не так и дорого. Но, чтобы терпеть несоответствие цены качеству, которое я упоминал в предыдущих пунктах, билет должен стоить тысяч 5, не больше. Или, при цене в 20 тысяч, должен быть просто идеальный отдых, которого нет.

Тем не менее, туризм в Сибири развивался, но медленно. Ускорить его можно субсидированием авиарейсов, гостиничного бизнеса, финансированием постройки нормальных безопасных дорог, инфраструктуры, созданием конкуренции. Однако, я написал «развивался», а не развивается. Потому что о том, что ждет гостиницы после снятия режима самоизоляции, я расскажу в следующей статье.