Масштаб опустошения, вызванный ядерной катастрофой, может, естественно, сокрушить наши чувства. Но четкие, непоколебимые визуальные эффекты фильмов заставляют нас понять реальные, неизменные последствия такой катастрофы.
Прошло более семи десятилетий с тех пор, как две атомные бомбы уничтожили японские города Нагасаки и Хиросиму, единственное время, когда ядерное оружие использовалось в военных действиях. И за эти семьдесят лет мы многое узнали о непоправимых последствиях для человечества ядерного холокоста и долговременных опасностях радиационного облучения. Тем не менее, вероятность того, что воюющая страна откажется от применения такого оружия в крайних мерах, очень мала. Правительство стран во всем мире стремится к игре с их ядерным оружием. Поскольку ICAN (Международная кампания за ликвидацию ядерного оружия) получила Нобелевскую премию мира 2017 года, необходимость признать катастрофические последствия этого смертоносного оружия только привлекла большое внимание.
В течение десятилетий Кино выполняло свои обязанности, ставя под сомнение истощенный кровью истеблишмент в отношении его ядерной деятельности, несмотря на его заявления об обратном. Масштаб опустошения, вызванного ядерной катастрофой, может, естественно, сокрушить наши чувства. Но четкие, непоколебимые визуальные эффекты фильмов заставили нас понять реальные, неизменные издержки такой катастрофы. Отобранные фильмы, приведенные ниже, передают полную бессмысленность и ужас ядерного конфликта. В список я в основном избегал включать фильмы, в которых ядерный апокалипсис используется в качестве простого фона. Тем не менее, если я пропустил какие-либо важные работы, относящиеся к теме, пожалуйста, прокомментируйте статью.
10. НА БЕРЕГУ [1959] | РЕЖИССЕР: СТЭНЛИ КРАМЕР
Мрачная драма Стэнли Крамера начинается в последние дни человеческой цивилизации сразу после предполагаемой ядерной катастрофы и войн. Основанный на бестселлере Невила Шута, фильм был снят, когда напряженность в холодной войне достигла своего пика. История разворачивается в 1964 году и рассказывает о небольшой группе выживших после ядерной катастрофы в Австралии. Радиоактивные осадки еще не достигли далекого континента. Тем не менее, они начнутся через несколько месяцев. Следовательно, люди принимают свою судьбу и начинают готовиться к неизбежному. "На берегу" приняли участие образцовые актеры, в том числе Грегори Пек, Ава Гарднер, Фред Астер и Энтони Перкинс. Повествование движется по психологическому рельефу, в отличие от фильмов поздней эпохи, в которых методично подробно описываются ощутимые последствия атомного разрушения. Драма иногда превращается в мыльную оперу.
9. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ [1983] | РЕЖИССЕР: НИКОЛАС МЕЙЕР
Телевизионный фильм Николаса Мейера, хотя и привлекал огромное внимание в свое время, в настоящем ощущается как информационная работа, основанная на сообщениях. История вращается вокруг ядерного кризиса, который побуждает правительство США и Советского Союза запускать ядерные ракеты друг против друга. Повествование следует за небольшим сообществом людей, живущих недалеко от ядерных хранилищ Миссури и Канзаса. Говорят, что "На следующий день" упоминается в мемуарах президента Рейгана. Кино признано за то, что оно показало американскому народу и правительству, что ядерная война не может быть выиграна. Однако, в отличие от фильмов с похожей тематикой, персонажи здесь немного суховаты. Динамика характера часто остается жесткой и не приносит много эмоциональной связи. Визуальные эффекты и тревожные особенности ядерной катастрофы, тем не менее, впечатляюще созданы для своего времени.
8. АТОМНОЕ КАФЕ [1982] | РЕЖИССЕРЫ: КЕВИН, ПИРС РАФФЕРТИ И ДЖЕЙН ЛОУДЕРС
Этот захватывающий рассказ о жизни в атомный век является странным в этом списке фильмов. "Атомное кафе"не столько о воздействии атомной бомбы на человека, сколько о параноидальном мышлении времен холодной войны. Тем не менее, этот 90-минутный монтаж старых пропагандистских фильмов мощно повторяет глупость игры с атомными бомбами. В документальном фильме, тревожном и бестолковом, рассказывается о периоде между ядерным младенчеством Америки (середина 1940-х годов) и пиком пропаганды холодной войны (в начале 1960-х годов). Но фильм не использует ведущих, чтобы составить подробный исторический отчет об эпохе. Вместо этого режиссер / продюсеры Кевин, Пирс Рафферти и Джейн Лоудерс искусно и сатирически сопоставляют правительственные пропагандистские фильмы (40-х и 50-х годов), чтобы донести до них свое политическое послание.
Видеозаписи выживших после атомной бомбы в Хиросиме и лучевой болезни жителей Бикини говорят об ужасах атомного холокоста. Есть также моменты комического облегчения, в том числе короткометражка гражданской обороны «Утка и прикрытие». Более смехотворны военные катушки, учитывающие угрозу советской ядерной мощи и красную угрозу на территории США. В целом, «Атомное кафе» мастерски поворачивает инструменты пропаганды, чтобы исследовать темные контуры ядерной войны.
7. ПИСЬМА МЕРТВОГО ЧЕЛОВЕКА [1986] | РЕЖИССЕР: КОНСТАНТИН ЛОПУШАНСКИЙ
Каждую отдельную обработку ядерного холокоста в кино, которая проводилась на западе, можно разделить на две категории: те, которые описывают ужасные последствия взрыва (фильмы в этом списке); и паранойя вокруг угрозы ядерной войны (д-р Стрейнджлав, Безотказность, Семь дней в мае, Чудесная миля и т. д.). Но редко мы были свидетелями другой точки зрения. И это тоже работа пре-гласности Советского Союза, которая открыто говорит против гонки вооружений и авторитаризма.
«Письма мертвого человека» Константина Лопушанского предлагает несентиментальный, возвышенный взгляд на ядерный апокалипсис. Притча рассказывает о группе людей, переживших ядерный холокост, перебивающихся в полуразрушенном городском здании. Старый профессор, заботящийся о своей больной жене, пишет недоставленные письма своему пропавшему сыну. «Письма», которые разворачиваются в форме внутреннего монолога, дают представление о разрушении. Фильм, в основном, снят в сепии, предлагая очень резкое впечатление от просмотра, но также и необходимый. Лопушанский, который работал ассистентом у Тарковского в "Сталкере" (1979), умудряется проникнуться несколькими штрихами автора. Несмотря на то, что «Письма…» не шедевр, это чрезвычайно гуманистический фильм, лишенный пропаганды или уксусизма.
6. КОГДА ДУЕТ ВЕТЕР [1986] | РЕЖИССЕР: ДЖИММИ Т. МУРАКАМИ
Верная адаптация Джимми Мураками графического романа Рэймонда Бриггса - трогательная, незабываемая документация безумия холодной войны. Выполненный в формате традиционной анимации, визуальный тон глубоко ироничен, причудлив, а также крайне тревожен. Главные герои этой истории - Джеймс и Хильда, обычные пожилые британские пенсионеры. Джим и Хильда живут в живописной английской сельской местности, где внешний мир не представляет особой проблемы. Но обострение международного кризиса усиливает одержимость Джима новостями. Он пытается подготовить свою среду обитания к предстоящей ядерной атаки.
Усилия Джима по созданию убежища от радиоактивных осадков, основанные на брошюрах по безопасности, выпущенных правительственными учреждениями, прививают тонкий юмор. Повествование, однако, принимает печальный оборот, когда на самом деле происходит худший сценарий. Куча унижений и страданий, с которыми сталкиваются эти простые, безобидные люди, наблюдается очень трогательно. «Когда дует ветер» немного перегружен сообщениями, хотя его разрушительное эмоциональное воздействие неоспоримо.
5. ТЕМЫ [1984] | РЕЖИССЕР: МИК ДЖЕКСОН
Ужасающая документальная драма Мика Джексона обдумывает, что произойдет, если две сверхдержавы до холодной войны не смогли сохранить мир. Драма вращается вокруг разрозненной группы людей, живущих в мрачном английском городе Шеффилд. Используя новостные ролики, штампы с датами и непрерывную радиопередачу, повествование постоянно создает напряженность. Но полное знание о надвигающемся ужасе еще не дошло до персонажей. Фильм сосредоточен в основном на двух семьях - Кемпс и Беккетс. Джимми Кемп собирается жениться на Рут Беккет. Планы этих простых людей неожиданно срываются из-за серьезной угрозы ядерной атаки.
Как и в «На следующий день», «1984» немного устарел. Более того, он требует от зрителей огромного умственного прыжка, чтобы понять ощутимые страхи эпохи. Тем не менее, характеристики в фильме более эффективны, и он предлагает гораздо более точное описание человеческой натуры, когда сталкивается с последствиями. «1984» стоит того, чтобы понаблюдать за похвальной попыткой детализировать немыслимое. Особенно последний час фильма обеспечит вас бессонницей.
4. БОСОНОГИЙ ГЭН [1983] | РЕЖИССЕР: МОРИ МАСАКИ
Свободная адаптация Мори Масаки серии тревожных манг Кейджи Накадзавы была выпущена, когда страх ядерной атаки все еще оставался основной частью культуры. Фильм рассказывает о шестилетнем Гэне, который живет со своими родителями, братом и сестрой, Эйко и Синдзи. Жесткая позиция отца против войны ставит его в противоречие с местным правительством. Мать ждет ребенка, хотя правительство лишает семью возможности на самое необходимое. Гэна, который всю жизнь сталкивался с реальностью войны, ждут более ужасные события.
Утром 6 августа 1945 года атомная бомба обрушилась на Хиросиму, убив 200 000 граждан сразу же. Гэн чудом выживает после взрыва бомбы, но сталкивается с невыразимым ужасом. "БосоногийГэн" мастерски использует анимационную среду, чтобы выразить боль и отчаяние за пределами обычных кинематографических репрезентаций. Часть последовательностей, демонстрирующих пост-ядерные взрывные эффекты, запечатлелась в моей памяти неизгладимо. Что делает мультик более жгучим, так это его точка зрения. Это не политические или ура-патриотические заявления. Скорее показано опустошение от опыта безупречной семьи. В целом, это своего рода неизгладимая инсценировка, в которой рассказывается о суровых реалиях ядерной катастрофы и военных действий.
3. ЗАВЕЩАНИЕ [1983] | РЕЖИССЕР: ЛИНН ЛИТТМАН
Эмоциональная разрушительная драма Линн Литтман в значительной степени избегает традиционных предопределенных образов ядерного апокалипсиса. Мы не видим, как огромный огненный шар поглотил людей, машины и дома. Нет никакого драматичного изображения человеческой распущенности после конца света. "Завещание" полон блестящих преуменьшенных моментов, которые преследуют нас своей леденящей душу тишиной. История полностью разворачивается с точки зрения Уэтерби, типичной американской пригородной семьи. Открывающие сцены твердо устанавливают мирскую жизнь семьи Уэтерби. Отец Том любит свои утренние велосипедные прогулки с 11-летним сыном Брэдом. Жена Кэрол погружена в свои обычные домашние дела. Чувствительная 13-летняя девочка Мэри Лиз берет уроки игры на фортепиано, в то время как младший сын семьи Соктти репетирует свою роль в школьной пьесе.
Одна яркая вспышка света над горизонтом меняет все. Пригород не подвергается прямому удару, но расположен достаточно близко, чтобы испытать сильные последствия. "Завещание" может звучать как удручающая работа на одной ноте. Но это фильм с поразительным вниманием к натуралистическим эмоциям и особенностям этой непостижимой катастрофы. Тонкое руководство Литтмана отдает должное человеческому духу и упорству среди травмирующих событий. Режиссер также не преуменьшает хаос и резню, охватывающую разрушенное общество. Кроме того, самый блестящий аспект фильма - жесткая игра Джейн Александер в роли Кэрол (номинированной на Оскар). Роксана Зал, которая играет Мэри Лиз, тоже великолепна. Это фильм о гибели человеческой цивилизации и продолжительном выживании человеческого духа.
2. ЧЕРНЫЙ ДОЖДЬ [1989] | РЕЖИССЕР: ШОХЕЙ ИМАМУРА
Адаптация радикального японского кинорежиссера Сёхея Имамуры к роману Масуджи Ибусе («Kuroi ame») рассказывает о последствиях атомной бомбардировки Хиросимы. Хотя большая часть фильма снята в 1950 году, незабываемая первая сцена переносит нас обратно в Хиросиму 1945 года. Несмотря на то, что кинокартина снята в черно-белом режиме, графическая природа снимков поражает нас, как тонна кирпичей. Основной сюжет, рассказывающий о последствиях бомбы, очень страшен. Семейная драма вращается вокруг Шигемацу, его жены Шигеко и его 20-летней племянницы Ясуко. Трио, кажется, не страдает от каких-либо непосредственных негативных последствий бомбардировки. Тем не менее, последствия постепенно разрушают спокойствие этой традиционной японской семьи.
Режиссер Имамура излагает медленный распад людей с виртуозной сдержанностью. Его умелое чувство расположения камеры и импрессионистские образы делают масштабы разрушений еще более неизгладимыми. «Черный дождь» вечен и аполитичен, поскольку он сосредоточен исключительно на полной безнадежности жертв ядерной войны.
1. ВОЕННАЯ ИГРА [1965] | РЕЖИССЕР: ПИТЕР УОТКИНС
Жуткая и захватывающая документальная драма Питера Уоткинса была сделана как незначительное телевизионное производство. Но с годами наследие фильма выросло, перенеся его в список фильмов, которые обязательно нужно посмотреть. "Военная игра" Уоткинса рассматривает, что произойдет, если ядерная бомба будет взорвана в Кенте, Англия. Это была эпоха, когда правительства Великобритании и Америки были заняты заверением своих граждан о мерах безопасности в случае ядерной атаки. Уоткинс использует форму, известную как «спекулятивный документальный фильм», чтобы изобразить истинную, грязную природу ядерной войны.
Невозможно смотреть "Военную игру" и не быть опустошенным ее мощными, шокирующими изображениями. Фильм длится всего 49 минут, но в каждом кадре рассказывает о безнадежности ядерной войны. Война часто кажется безличной. Следовательно, эффективный антивоенный фильм приписывает лицо насилию, ставя под сомнение полное уничтожение человечества. Злой и провокационный тон Питера Уоткинса как раз и делает это. Напряженность, которая питала холодную войну, могла теперь исчезнуть в безвестности. Тем не менее, идеи, лежащие в его основе, в том числе неустанная кампания правительств по дезинформации общественности, по-прежнему сильно резонируют. Вскоре после окончания производства BBC запретили трансляцию этого фильма. Графическая тематика и скрытое государственное давление были оценены как причины. Тем не менее, фильм получил Оскар за лучшую документалистику.
В целом, "Военная игра" - это не только плодотворная работа о ядерной войне, но и самый важный фильм из когда-либо созданных.