Найти тему
Наша Психология

Целый день дома и все равно времени нет! Как же так?!

Соглашусь, ситуация странная. Но у очень многих людей, оказавшихся весной в режиме самоизоляции дома, именно так и получалось. Несмотря на то, что многим сотрудникам офисов не нужно было тратить время на дорогу до работы и можно многое успеть, например, заняться саморазвитием, прочесть давно запланированное, выучить штуки три иностранных языков, дела в реальности обстояли иначе.

Мы ничего не успеваем! Более того, рабочий день стал растягиваться во времени. Раньше для выполнения профессиональных обязанностей нам было достаточно периода с 10:00 до 19:00 (с вариациями), и этого нам с лихвой хватало не только на то, чтобы усердно поработать, но и выпить кофе, пообщаться с коллегами, пообедать (иногда не в офисе), посидеть в интернете. Работая дома, люди жалуются на нехватку времени, хотя, казалось бы, выполнил работу и занимайся своими делами. Почему так происходит?

Во-первых, режим «работы из дома» подходит далеко не всем. Людей, которые привыкли к регламентированному распорядку жизни, такой режим расслабляет. Если раньше человек понимал, что в офис он приходит трудиться, а дом – это место отдыха, то с наступлением карантина все перемешалось, и случился когнитивный диссонанс. Дом стал местом работы, хотя подсознательно все еще воспринимается по-другому. Нахождение дома таких людей, привыкших вкалывать на работе, расслабляет: в итоге выполнение рабочих обязанностей откладывается, особенно, в том случае, когда с ними на одной территории присутствуют их близкие (дети, мужья, родители), которые не воспринимают их в качестве сотрудников фирмы. Они хотят, чтобы с ними играли, делали уроки, общались, вовремя накрыли на стол, приготовили что-нибудь вкусненькое, вместе посмотрели кино. Конечно, это все утомляет, местами раздражает. У меня есть знакомая, которая перешла в «ночной режим работы» – сидела до 1-2-3 часов, потому что днем она ничего не успевала, и как только разрешили вернуться в офис, она была первой в своей компании, кто радостно поехал на работу. Побыв на удаленке, она поняла, что этот вариант ей категорически не подходит.

Но есть, конечно, и другие люди: те, кто добровольно выбирает режим «работы из дома». Что отличает таких людей? Во-первых, осознанность выбора: их не пугает, что рабочий день не ограничивается привычными 8 часами плюс обед. Они могут подстраиваться под обстоятельства и в зависимости от них планировать свое время. Да, человек, который успешно и давно работает на удаленке, имеет свое представление о тайм-менеджменте и умеет совмещать работу и какие-то свои дела, самостоятельно принимая решение о том, что в данный момент у него в приоритете. В этом плане его можно назвать более мобильным.

И если вы хотите все успевать, тогда вам тоже стоит задуматься о тайм-менеджменте и планировании дел на день вперед. Поэтому на первом месте у вас должна быть дисциплина. Если раньше, в офисе, эту функцию выполняло рабочее время с десяти до семи, и вы знали, что за него вы должны успеть то-то и то-то, то теперь контроль за временем и выполненной работой возложен на вас. Если вы хотите не только работать по дому и выполнять свои профессиональные обязанности, но и читать, отдыхать, получать удовольствие от жизни (насколько это возможно в сегодняшних условиях), то вам надо строго разграничить периоды, когда вы что-то делаете. Естественно, стоит обговорить некоторые вопросы и со своими домашними. Например, что со стольких-то до стольких-то вас трогать вообще не нужно – вы «на работе». Да, придется все регламентировать, не отвлекаться, обустроить свое рабочее пространство и запретить близким вам мешать, пока вы заняты. Тогда у вас гарантировано появится больше возможностей и времени и на себя, и на то, чтобы общаться. Главное, не отвлекаться, не заниматься в период работы посторонними делами и не смотреть телевизор, и тогда у вас все получится.

Автор: Ольга Романив, психолог, специалист по семейным отношениям

-2