Найти тему
Архивариус Кот

«Мысль семейная». Часть 4

«Они не стоят слов»

Наверное, значимость произведения искусства определяется ещё и тем, что спустя годы после своего появления оно волнует людей и вызывает споры.

Это, конечно, в полной мере относится и к «Войне и миру». Хотя здесь я должна снова отметить, что, читая ряд комментариев, мягко говоря, удивляюсь, как изменилось у некоторых людей понятие чести, порядочности. Снова и снова получаю отзывы о «хорошей» (в лучшем случае «несчастной») Элен (не далее как сегодня узнала, что поведение Наташи и княжны Марьи от поведения Элен отличаются лишь тем, «что не обладают её красотой» - сохраняю стилистику автора).

И, как ни странно, в понимании современных людей подчас «истинным русским героем» (так мне написали) становится один из периферийных героев романа – зять Ростовых Берг. Я иронизирую не над тем, что Адольф (а где-то Толстой пишет Альфонс) Карлович Берг стал русским героем (считаю же именно русским героем Ф.Тизенгаузена), мне больно, что понятие героизма и чести как-то странно интерпретируется. Прочитала, например, о Берге и такое: «Он, конечно, не герой, то есть, не психопат, не инфантил, не нарцисс и т.д. Обычный человек». Значит, вот каковы, по мнению комментатора, герои?!

Несколько лет назад некая «отроковица» в разговоре со мной о пушкинской «Капитанской дочке» искренне недоумевала: ну почему Гринёв так глуп? Разве он не мог присягнуть Пугачёву, а потом уйти из его рядов? Все мои доводы о чести отвергались с полуслова – ну зачем рисковать жизнью? Наверное, так воспитанным людям трудно постичь многое в поведении героев…

Это, как говорится, присказка. Давайте посмотрим всё-таки на семью Бергов и попробуем понять, что не нравится в них Толстому, а также (всё же надеюсь на это) многим читателям.

«Ростовская порода», - скажет Денисов о приехавшем в отряд Пете. Однако и среди этой «породы» есть «белая ворона» - это Вера, старшая дочь.

Она появится в самом начале описания именин Ростовых – «Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной». А чуть дальше мы узнаем о её воспитании. «Я старшую держала строго», - скажет графиня. «Что греха таить, ma chère! Графинюшка мудрила с Верой, — сказал граф. — Ну, да что ж! Всё-таки славная вышла, — прибавил он, одобрительно подмигивая Вере». А вот «славная» ли? «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо её стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у неё был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость». Толстой различал улыбки. В своём «Детстве» он писал: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно» (вспомним: «Князь Андрей, не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой»).

Автор подчеркнёт, что Вера – «очевидно, нелюбимая» дочь. Можно, конечно, посчитать, что именно следствием этого стал её характер. А может, как раз наоборот? Нелюбима, потому что так ведёт себя? Толстой покажет и отсутствие такта (не понимает, что нужно оставить мать наедине с подругой – «Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя?» - мне кажется, что не уходит, желая показать свою «взрослость»), и недоброту – «Весело и трогательно было смотреть на этих влюблённых девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства», и излишнюю правильность (вот уж кто «правилен до приторности»!): «Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой». Она совершенно уверена в непогрешимости собственного поведения.

«— У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, — сказала Наташа, разгорячась.

— Я думаю, не трогаете, — сказала Вера, — потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного».

Может быть, поэтому её и не любят «Ты этого никогда не поймёшь, — сказала она [Наташа], обращаясь к Вере, — потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твоё первое удовольствие — делать неприятности другим». Графиня де Жанлис, автор сентиментально-нравоучительных романов («У неё на первом месте была мораль и её неизбежная спутница — скука», - характеризовал её творчество В.Г.Белинский), может быть, в 1805 году оценивалась несколько иначе (Толстой писал явно с позиции своего времени), но смысл прозвища ясен. Впрочем, Веру насмешки мало трогают: «Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо, не чувствуя ни малейшего оскорбления», «Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и, видимо, не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и причёску: глядя на своё красивое лицо, она стала, по-видимому, еще холоднее и спокойнее».

Чуть позднее появится и её будущий муж – в ту пору поручик Семёновского полка (отметим: одного из почётнейших!) Берг: «свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застёгнутый и причёсанный, держал янтарь у сеpeдины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта». Интересно: только ли мне вспоминается «умеренность и аккуратность»?

Мы видим его умение устроиться и рассчитать: «Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, — говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей… Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, — продолжал Берг, — и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я и ещё отцу посылаю, — продолжал он, пуская колечко».

В дальнейшем сможем оценить и умение подниматься по карьерной лестнице «(Берг жизнь свою считал не годами, а высочайшими наградами)». Попробуем проследить (хотя, как и с именем Берга, автор несколько запутался): «В 1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места», в 1810 году он помянут как полковник, в 1812 – полковник «с Владимиром и Анной на шее и занимал всё то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса».

Как достигает этого? Умением подчеркнуть свои заслуги. Вот он при Аустерлице: «Граф, граф! — кричал Берг... — Граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари». По своему военному невежеству, я могу усомниться, так ли уж была нужна шпага в этом бою. Впрочем, Лев Николаевич, человек военный, на этот вопрос ответил: «Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно не нужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, и Берг получил за Аустерлиц две награды» (ещё ехиднее замечание: «Говорили и про Берга, те, которые не знали его [подчёркнуто мной – А.К.], что он, раненный в правую руку, взял шпагу в левую и пошёл вперёд».

Можно, конечно, сравнить с поведением Долохова при Шенграбене: «Ваше превосходительство, вот два трофея, — сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. — Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. — Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. — Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!

— Хорошо, хорошо, — сказал полковой командир и обратился к майору Экономову.

Но Долохов не отошел; он развязал платок, дёрнул его и показал запёкшуюся в волосах кровь.

— Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство».

Но здесь, во-первых, Долохов действительно отличился, а во-вторых, ему, разжалованному, надо вернуть себе офицерские эполеты. Берг же, не сделав ничего особенного в бою, стремится к чинам. Так будет и дальше: «В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднёс начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды».

Очень выразителен эпизод женитьбы Берга. Давно выбрав Веру («Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем-немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по-немецки сказал: “Das soll mein Weib werden» [Она должна быть моей женой]”, и с той минуты решил жениться на ней»), он выбирает подходящий момент и делает предложение. Любят ли они друг друга? Несомненно, только по-своему. Вот рассуждения Берга накануне свадьбы: «Вот видите ли, — говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. — Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему-нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при её состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из-за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла своё, а муж своё. У меня служба — у неё связи и маленькие средства. Это в наше время что-нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня». Вот, «приятно улыбаясь», он по существу предъявляет ультиматум графу, отказываясь жениться без денег: «Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…»

А вот картина полного семейного счастья:

«В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новой мебелью, кабинете сидел Берг с женою. Берг, в новеньком, застёгнутом мундире сидел возле жены… Он встал и поцеловал руку Веры, но по пути к ней отогнул угол заворотившегося ковра. Берг встал и, обняв свою жену осторожно, чтобы не измять кружевную пелеринку, за которую он дорого заплатил, поцеловал её в середину губ.

— Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей, — сказал он по бессознательной для себя филиации идей.

— Да, — отвечала Вера, — я совсем этого не желаю. Надо жить для общества.

— Точно такая была на княгине Юсуповой, — сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку».

Изменилась ли в замужестве «злая Вера»? Думается, нет. «Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намёки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре». А рассказывать будет об увлечении Наташи Борисом, доставив князю несколько неприятных минут…

И апофеоз всего – явление Берга у Ростовых перед их отъездом из Москвы, когда он будет говорить высокие слова («Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание», «Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить!»), не к месту ударяя себя в грудь и рассказывая «всё, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов». А у самого завязан узелок: нужно попросить помощи, чтобы доставить сюрприз жене – «шифоньерочку и туалет» («выдвигается и с аглицким секретом, знаете?»), которые он купил у управляющего «Юсупова дома».

Кто-то из комментаторов уже похвалил его за это – «думает о жене. Это кстати, хорошее качество, всегда, даже в стрессовой ситуации, думать о близких, заботиться». Конечно, думать о близких – это хорошее качество, не поспоришь. Но как это хорошее качество в данный момент может сочетаться с высокими словами и, с другой стороны, с покупкой вещей, брошенных уехавшими хозяевами (мне почему-то представляется, что управляющий решил поживиться за счёт барского имущества)?

А ведь в романе он выводит из себя даже благодушнейшего графа Ростова, «всегда разрешавшего запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным»: «Ах, убирайтесь вы все к чёрту, к чёрту, к чёрту и к чёрту!.. — закричал старый граф. — Голова кругом идёт. — И он вышел из комнаты».

И ведь Берг действительно как будто «убирается к чёрту»: во всяком случае, больше он на страницах романа не появится! Можно только догадываться о дальнейшей судьбе супругов. Но мне думается, что их жизнь сложилась вполне благополучно: все их качества этому поспособствуют. Недаром когда-то Шиншин сказал ему: «Ну, батюшка, вы и в пехоте и в кавалерии, везде пойдёте в ход; это я вам предрекаю»

********************

Очень трудно было подобрать иллюстрации к этой статье. Вот то немногое, что удалось найти. Рисунок А.П.Апсита изображает сватовство Берга:

-2

С Верой ещё сложнее. Всё найденное мной – лишь предположение. Так, на иллюстрации И.Д.Архипова, вероятно, Вера – барышня с непокрытой головой, сидящая на диване. Справа – кадр из фильма С.Ф.Бондарчука. В роли Веры - М.М.Добровольская .

-3

На двух иллюстрациях – Л.О.Пастернака (слева) и В.А.Серова - к сцене первого бала Наташи мы видим даму в зелёном платье. Толстой пишет: «Берг с женою, не танцевавшие, подошли к ним. Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале… Она не слушала и не смотрела на Веру, что-то говорившую ей про свое зелёное платье». На иллюстрации Серова рядом с Верой явно и Берг, которого можно опознать по «припомаженным наперёд височкам, как носил государь Александр Павлович».

-4

Вот, кажется, и всё о Бергах… Да и нужно ли много говорить о них? Как сказал поэт, «Они не стоят слов: взгляни - и мимо!»

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал

"Оглавление" всех статей по "Войне и миру" здесь

Навигатор по всему каналу здесь