Стало модно говорить, что высшее образование нужно для двух вещей:
1) Получить "корочку", чтобы родители отстали;
2) Откосить от армии.
Но справедливо ли это утверждение?
Я не призываю выпускников идти или не идти в ВУЗы. Я считаю, что дети в таком возрасте вполне способны принимать осознанные решения, а если не позволять им принимать их, то это может плохо кончится. Пусть сами решают, ошибаются, думают. Их жизнь — их ответственность.
Но пройти мимо этого вопроса не могу. Сама училась когда-то в институте. Какие-то вещи поменялись с тех пор, какие-то — нет.
Куда поступать не нужно?
Банально, конечно, но очень уж распространённая ситуация: идти туда, где не нравится, потому что мама сказала/парень хочет там учиться/вам когда-то сказали, что из вас выйдет прекрасный врач, потому что вы когда-то хорошо перевязали порезанный палец, хотя вас тошнит от химии и биологии...
Забудьте про всё это. Совпадают ваши желания с мамиными — хорошо. Главное, чтобы они были действительно вашими. Потому что это ваша жизнь, а не мамина.
Иногда выпускники (именно выпускники) идут на нелюбимую специальность, чтобы не терять год в армии. Но разве это разумно? Армия — один год, высшее образование — минимум четыре года. А потом — вся жизнь на такой же нелюбимой работе. Надо оно вам?
Мой посыл очень прост: не поступайте туда, куда вы не хотите, где будет изучаться то, что вам неинтересно. В данном случае высшее образование для вас будет действительно бесполезно. Вы мучаете себя, тратите своё время и, вдобавок ко всему, возможно, лишаете места в ВУЗе кого-то, кто действительно хотел бы там учиться.
Как не ошибиться?
Бывает и такая ситуация: выпускник не знает, чего он хочет. Причём "не знать" можно по-разному:
1) Он не определился с тем, что ему интересно в жизни, а что — нет;
2) Он очень смутно представляет себе, что будет делать на специальности, на которую он поступает. А иногда представление не просто "смутное" — оно в корне ошибочное.
В обоих случаях рекомендую сделать следующее: откопать на сайте ВУЗа учебный план по программе (если не получилось — поспрашивать студентов в "Подслушано" ВУЗа насчёт предметов). Логично, что, если, допустим, Вас три курса подряд будут пичкать физикой, которую Вы терпеть не могли в школе, стоит серьёзно задуматься над тем, нужно ли идти туда.
Конечно, всегда есть шанс, что в ненависти к предмету виноват именно школьный учитель и что институтский преподаватель исправит негативное впечатление. Но такое происходит крайне редко, да и не факт, что вам попадётся такой препод — а вдруг он будет похлеще школьного?
Или, например, Ваша программа очень "красивая". "Биоинженерия", например. Конечно, первая же ассоциация — овечка Долли, клонирование, строительство генов... Заходите в учебный план — а там ни о каком клонировании и генной инженерии даже речи не идёт (или идёт как-то мельком). Зато как-то подозрительно много экологий, альтернативных источников энергий и вторичных переработок :)
Посыл тот же: не идти туда, куда не хочешь. И знать, куда ты точно не будешь идти, чтобы несколько лет не улетели в трубу.
Главная причина, почему ВУЗ всё-таки нужен
(но снова не всем)
Дело даже не в "корке". Да, она даёт больше возможностей при трудоустройстве, мало на какие вакансии сейчас берут без диплома о высшем образовании (а если и берут, то не повышают до руководящих должностей). Это правда и это важно. Но всё-таки не главное.
Для меня самым тёплым воспоминанием о студенческих годах были люди, которые там учились. Не все были хорошие, не со всеми хотелось дружить и общаться, с кем-то даже были конфликты. Но, вместе с тем, было очень много интересных и замечательных людей. Почему именно ВУЗов?
Да потому что разница между контингентом ПТУшников и ВУЗовцев огромна. И чем серьёзнее универ, тем заметнее этот отрыв. Там совершенно другие люди, более амбициозные, более эрудированные.
Важно: я говорю об основной массе людей, но не о всех! Понятно, что везде бывают исключения, однако общая тенденция такова.
И это закономерно — так уж, к сожалению, сложилось, что в колледжи самых различных направлений поступают те, кому лень было учиться в школе и впоследствии закрывать пробелы в знаниях. Кому-то лень, кому-то боязно. В итоге мы получаем типично "колледжский" пласт людей, которые ни к чему не стремятся, не хотят учиться новому и боятся трудностей (в частности, связанных с ЕГЭ и поступлением). С такими людьми кому-то может быть тяжело, потому что это совершенно другой культурный уровень, жизненные ценности, мышление. Не плохой — просто другой.
И здесь я не говорю о профессиональных качествах. Хороший рабочий из "путяги" стоит сотни неквалифицированных инженеров. Но на уровне общения, менталитета, если они различаются, начнутся проблемы — как "институтскому" будет не по себе в окружении "колледжских", так и наоборот.
Каждый должен быть на своём месте. Выбирайте то, что вам действительно хочется и учитесь среди тех, с кем вам будет комфортнее. Вот и весь спор о "вышке".