Найти тему
Afganec

БОЕВЫЕ ОРДЕНА И МЕДАЛИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

Одной из самых желанных и при этом доступных воинских наград для солдат и офицеров Красной Армии был Орден Красной Звезды. Данная правительственная награда была утверждена постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года, чуть позднее в мае того же года был утвержден и статут ордена. Само названиеданной награды красноречиво говорило о том, что орден предназначен для того, чтобы увенчивать боевые подвиги солдат и офицеров РККА, так как красная звезда была отличительным знаком советских военнослужащих.

Данный орден был учрежден для награждения за большие заслуги, которые были проявлены при защите страны не только в военное, но и в мирное время, заслуги в обеспечении безопасности государства. Орденом Красной Звезды могли награждаться не только военнослужащие, но и целые воинские части, соединения, объединения, боевые корабли, предприятия, организации, учреждения. Помимо этого, к данной советской награде могли быть представлены военнослужащие иностранных государств.

Авторами эскиза данного знака были художник В. К. Куприянов и скульптор В. В. Голенецкий, которые до этого работали над Орденом Ленина. Орден Красной Звезды, как нетрудно догадаться, представлял собой пятиконечную звезду, которая была покрыта рубиново-красной эмалью. В самой середине награды находился щит, на котором был изображен красноармеец в буденовке и шинели, держащий в руках винтовку. По ободу щита была пущена надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», внизу обода находилась надпись: «СССР». Непосредственно под щитом располагалось изображение серпа и молота. Изображение красноармейца, сам щит, серп и молот, надписи, а также края звезды были оксидированы.

Данная награда изготавливалась из серебра. На сентябрь 1975 года в ордене содержалось 27,162±1,389 г серебра, а его общий вес составлял 33,250±1,620 г. Размер ордена изменялся в зависимости от года выпуска. При этом расстояние между противолежащими вершинами звезды лежало в диапазоне от 47 до 50 мм. Расстояние от центра Ордена Красной Звезды до вершины любого из 5 лучей звезды равнялось 26-27 мм. На обратной стороне ордена был расположен нарезной штифт с гайкой для его крепления к форме или одежде.

Орден Красной Звезды за номером первым 13 мая 1930 года получил прославленный советский полководец, герой Гражданской войны В. К. Блюхер. Тот самый, которому еще во время войны был вручен и первый в СССР орден Красного Знамени. Однако в 1930 году В. К. Блюхера наградили за другие события. Командуя войсками Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, Блюхеру удалось отлично провести операцию по ликвидации вооруженного конфликта на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге, который возник летом 1929 года. Летом 1929 года китайские власти, поддавшись милитаристическим настроениям, решили взять КВЖД под свой контроль, до этого железная дорога управлялась совместно двумя странами. В результате акции тысячи граждан СССР — советских служащих и рабочих — были арестованы и брошены в китайские тюрьмы. Однако армия, которой командовал В. К. Блюхер, достаточно быстро смогла дать достойный отпор китайским военным и смогла восстановить положение, которое существовало еще до начала военного конфликта.

Также среди первых советских граждан, которых наградили орденом Красной Звезды, были и участники большого перелета, который был совершен в сентябре 1930 года по маршруту Москва — Анкара — Тифлис — Тегеран — Кабул — Ташкент — Москва. Общая протяженность данного маршрута составила 10,5 тыс. км, а сам перелет получил название «Большой Восточный». Перелет стал сложнейшим испытанием не только для современных советских самолетов, но и для людей, которые ими управляли. Полет нередко проходил на высоте более пяти тысяч метров над горами, часто без каких-либо видимых ориентиров и подготовленных посадочных площадок. Все участники данного перелета, включая журналиста, который занимался его освещением и исполнял роль летчика-наблюдателя, были награждены орденами Красной Звезды.
В годы Великой Отечественной именно Орден Красной Звезды стал одной из наиболее массовых советских наград. К данному ордену было представлено порядка трёх миллионов человек, которые получили награду за проявленную стойкость и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Также к ордену было представлено сразу 1740 соединений, частей и учреждений Красной Армии, тыловых коллективов и большая часть всех иностранных формирований, которые сражались бок о бок с Красной Армией (14 польских и чехословацких подразделений и частей).

Помимо советских солдат, данным орденом награждали также солдат и офицеров союзников, в частности, моряков и летчиков полярных конвоев. К примеру, 22 марта 1944 года за осуществление успешного руководства приемом и отправкой союзных конвоев с военной техникой и необходимыми для СССР грузами английский капитан Гай О’Монд был представлен к Ордену Красной Звезды. Всего же с начала Великой Отечественной войны по июнь 1944 года данной наградой было отмечено 182 иностранных военнослужащих.

После войны авторитет данной боевой награды уменьшился, поскольку, начиная с 1944 года, орден Красной Звезды начали вручать всем военнослужащим за выслугу лет (за 15 и более лет безупречной службы). Такой порядок награждения был отменен только в 1958 году, что, в свою очередь, снова помогло поднять престиж ордена. Так как Орден Красной Звезды мог вручаться снова за новые отличия на службе и подвиги, а также за выслугу лет, достаточное количество советских солдат и офицеров стали многократными кавалерами Ордена Красной Звезды. Всего с конца 1940-х годов и до середины 1980-х данная награда вручалась 800 тысяч раз, ее получали солдаты и офицеры Советской Армии, сотрудники милиции, дружинники — за подвиги, которые они совершали в условиях мирного времени. Всего до развала Советского Союза было произведено 3876740 награждений Орденом Красной Звезды. При этом данная награда оставалась одной из немногих в СССР, которая за все годы своего существования почти не изменила свой внешний вид.

Наибольшее количество награждений данным орденом равнялось 6. Так, шесть орденов Красного Знамени имел подполковник в отставке Василий Васильевич Силантьев. Свой первый орден техник-лейтенант Силантьев получил в августе 1943 года за отличие, проявленное в Орловской операции. Лейтенант сначала спас раненого танкиста из подбитого танка Т-34, а позднее пригнал в расположение советских частей поврежденный немецкий танк Т-4. Вторую награду он получил уже при форсировании Днепра в октябре того же года. Третью награду он получил 13 сентября 1944 года за отличия, проявленные в Проскуровско-Жмеринской операции. Четвертый орден офицер получил за взятие Берлина и бои по освобождению Праги. После окончания Великой Отечественной войны он остался на военной службе, продолжая служить в танковых войсках. Еще 2 ордена Красной Звезды Василий Силантьев получил за выслугу лет и многолетнюю безукоризненную службу в рядах Советской Армии.

Также заслуживает особого внимания случай награждения Орденом Красной Звезды в 1955 году. Многие из вас знают о героическом бое крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, который произошел 27 января 1904 года. Спустя полвека после этой даты 45 оставшихся в живых участников того трагического боя были представлены к награде «За отвагу», награждение прошло в 1954 году и было приурочено к 50-летнему юбилею данного подвига. В следующем 1955 году часть награжденных была представлена также к Ордену Красной Звезды за участие в восстании на броненосце «Потемкин». Награждение также производилось в честь 50-летнего юбилея этого значимого революционного события. К примеру, бывший кочегар на крейсере «Варяг» Петр Егорович Поляков в 1954 году был представлен к медали «За отвагу», а в 1955 году получил Орден Красной Звезды как участник событий на броненосце «Потемкин» в 1905 году.