Доброе время суток, дорогой читатель!
Продолжаю повествование о своём путешествии на круизном теплоходе. Заключительной остановкой путешествия стал город Углич.
Углич - ещё один старинный город, входящий в "Золотое кольцо России". Он располагается в Ярославской области, на берегу реки Волги, там где река делает крутой изгиб. В старину этот изгиб называли "Углич" или "Угилец". Полагают, что от этого и пошло название города. По другой версии - город получил своё название от того, что именно на этом месте ранее выжигали уголь.
Этот город мне запомнился наличием многочисленных церквей и тем, что находится на водохранилище. В 1943 году при сооружении Угличской ГЭС было создано Угличское водохранилище, с целью получения электроэнергии и водоснабжения городов и посёлков Калининской (ныне Тверской) и Ярославской областей, а так же для развития судоходства и рыбного хозяйства. Водохранилище образовывали при затоплении поймы Волги и частично пойм впадающих в неё рек.
Углич упоминался в летописях с XVII века. Первоначально он являлся столицей княжества, был пограничным городом с московским княжеством, именно поэтому тут велось активное строительство. Особый вклад внёс Андрей Большой (брат Ивана III), при нём же были построены Покровский собор (который позже был разрушен большевиками), палаты князей. XVI век в Угличе знаменовался экономическим расцветом. Впоследствии город стал фигурировать, как политический центр, именно тут произошло убийство царевича Дмитрия Ивановича.
Ныне город является туристическим центром, который ежегодно посещают множество туристов. В Угличе нет 5* гостиниц, зато есть различные гостевые дома.
К слову сказать, в Углич мы приплыли довольно поздно (в 14:00) и находились в городе до 19:00. Этого времени вполне хватило для того, чтобы осмотреть город и его самые известные достопримечательности. Выйдя на берег первым делом наш экскурсовод провёл нас мимо торговых рядов. Там можно было приобрести различную сувенирную продукцию (начиная от магнитиков и одежды, заканчивая продуктами питания - мёдом, шоколадом ручной работы и орехами). Далее мы неспешным шагом отправились смотреть Угличский Кремль - комплекс исторических зданий, объединённые в единый Угличский историко-архитектурный и художественный музей.
Церковь Димитрия на Крови. На месте убийства Царевича Димитрия в первые годы XVII века была срублена деревянная часовня. В 1630 году её сменила деревянная церковь. Сооружение ныне существующей церкви началось в 1681—1682 годах. Строительство велось в основном на царские пожертвования, а с 1690 года перешло под покровительство княгини Анны Васильевны Черкасской, родственницы царицы Марии Нагой. В 1692 году каменный храм был закончен и освящён. Конечно, сейчас её уже требуется реставрация (особенно кровле). Но даже так она смотрится масштабно и величественно. Чувствуется, что это место силы и мощи.
Богоявленский Собор - ныне в нём находится Угличский государственный историко - архитектурный и художественный музей. При входе посетители попадают в просторный зал, с высокими колонами. Там мы слушали выступление местного мужского вокального ансамбля "Ковчег". У исполнителей потрясающие голоса! Мы слушали, затаив дыхание. После выступления можно приобрести различные диски с записями ансамбля.
Спасо-Преображенский собор - этот пятиглавый храм является главным храмом Углича. Первые два века своей истории он оставался деревянным. Затем, уже в XV веке, при видном политическом и военном деятеле - угличском князе Андрее Васильевиче Большом он отстраивается в камне. Это произошло в 1485-1487 гг. Спустя сто лет храму пришлось стать свидетелем драматичных событий Смутного времени. В нём был погребён погибший в Угличе царевич Димитрий (его останки в 1606 г. перенесены в Москву). Потом в 1611 г., при взятии города поляками, в нём нашли последнее убежище многие жители. Ворвавшиеся враги, всех перебили, а собор зажгли изнутри. Когда поляки ушли, собор восстановили прежде всех остальных угличских церквей. Заново украсили росписями и иконами. В 1700 г. собор заново отстроили и освятили.
Рядом с собором находится колокольня, она построена в 1730 году. Её украшают часы современной работы, заменившие существовавшие ранее. Вход на колокольню платный (50 руб. с чел.). По пути наверх на одном из ярусов находится небольшой магазинчик с сувенирами. Честно говоря, виды с этой колокольни меня совсем не впечатлили: с одной стороны - вид впритык на поржавевшую кровлю Спасо-Преображенского собора, с другой - и вовсе на дерево, за которым ничего не рассмотреть. Но, учитывая, символическую плату, можно и подняться.
Богоявленский монастырь. После экскурсии нам предоставили свободное время, мы отправились гулять по Угличу уже самостоятельно и набрели на величественный монастырь. Монастырь был основан в конце XIV века княгиней Евдокией (1353-1407 гг.), женой Димитрия Донского. На его территории находятся целых 3 собора: Богоявленский собор, Храм Смоленской иконы Божией Матери и Храм Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
На исходе XVII века в монастыре начинается каменное строительство – в 1689-1700 гг. угличскими мастерами была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери. В октябре 1853 г., после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В 1854 г. её главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь построена в очень необычном стиле. Но сейчас видно, что ей требуется реставрация.
В XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нём начинается активное каменное строительство. Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г., завершилось в 1818 г.
При Богоявленском монастыре есть церковная лавка. Там недорогая и вкусная выпечка, молочные продукты, мёд.
Угличская ГЭС - одна из старейших гидроэлектростанций России, запущена в 1940 году. Она сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной войны, особенно в период Битвы за Москву. Строительство станции велось в 1935—1955 годах. На территории Угличской ГЭС есть музей гидроэнергетики. На трёх этажах, в 11 залах представлена уникальная экспозиция, рассказывающая об истории развития гидроэнергетики в России и в мире, о строительстве и устройстве ГЭС и о различных гидроресурсах Земли. Мне очень хотелось посетить этот музей, и когда у нас появилось свободное время, именно туда и отправились. Но, к сожалению, в сам музей попасть не удалось, нам объявили, что вход только группой и в определённые по времени сеансы. До отплытия мы бы не успели посетить этот музей и пришлось возвращаться обратно на теплоход.
Углич стал крайним городом посещения нашего круизного маршрута. Впереди ждала дорога домой. Было и радостно, и одновременно грустно. Пять дней пролетели, как один, но воспоминания о них останутся на всю жизнь. Нам повезло, за всё время путешествия, дождь застал нас всего один раз, в остальное время погода была ясной и солнечной. Москва же встретила проливным ливнем и совершенно беспросветным небом. На этом круиз закончился, но впереди ждало ещё много других путешествий.
© Никакая часть и фотоматериалы данной статьи не могут быть воспроизведены без письменного разрешения автора статьи.