Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Конструкторы оружия, ч.1: Василий Дегтярёв и его многострадальный пулемёт

Оглавление

Василий Алексеевич Дегтярёв (1880–1949) — крёстный отец российского автоматического оружия и человек, жизнь которого состояла, кажется, из одних подвигов (и преодоления обстоятельств).

Человек

Василий Алексеевич Дегтярёв. Фото из газеты «Красный флот» от 12 апреля 1942 года
Василий Алексеевич Дегтярёв. Фото из газеты «Красный флот» от 12 апреля 1942 года

Проучившись три года в церковно-приходской школе, в 11-летнем возрасте Вася уже работал учеником контролёра на Тульском оружейном заводе. В 17 лет — был квалифицированным слесарем-оружейником и единственным кормильцем в семье. Нужда заставляла исполнять и частные заказы, для чего Дегтярев модернизировал домашний токарный станок — заменил ножной привод на привод от ветряка.

Отправившись в 1901 году на службу по призыву в стрелковую часть при офицерской школе в Ораниенбауме, Василий немедленно отличился: починил на стрельбах заклинивший пулемёт, с которым не справился штатный механик. Был переведён в оружейную мастерскую, в 1906-м попал под начало конструктора Владимира Фёдорова (автора знаменитого «ружья-пулемёта для ведения непрерывной стрельбы», первого российского автомата).

Последовали 20 с лишним лет сосредоточенного труда над новыми видами огнестрельной продукции. Дегтярев работал на Сестрорецком оружейном, потом — на Ковровском пулеметном заводе; и с Фёдоровым, и самостоятельно готовил опытные образцы винтовок, карабинов, пулемётов, но они находили лишь ограниченное применение.

В 1924 году Василий представил госкомиссии образец лёгкого ручного пулемёта с дисковым магазином, который по совокупности характеристик должен был превзойти все существующие аналоги. Но на испытательных стрельбах у пулемёта сломался боёк.

Ленинградский фронт, Невский пятачок, сентябрь 1941 года. Фото В. Тарасевича
Ленинградский фронт, Невский пятачок, сентябрь 1941 года. Фото В. Тарасевича

И всё же доработанный конструктором и принятый на вооружение РККА в 1927 году ДП («Дегтярева пехотный») стал технологическим прорывом — и родоначальником целого семейства «Дегтярёвых». В 1928 году был создан авиационный пулемет ДА, годом позже танковый ДТ, в 1930-м — мощный крупнокалиберный ДК. В 1934 году на вооружение был принят пистолет-пулемет ППД-34, а в 1939 году — станковый ДС-39.

Завершил свою карьеру Василий Дегтярёв на высокой ноте. С началом Великой Отечественной обнаружилось, что у Красной армии просто нет носимых средств борьбы с лёгкими танками и бронемашинами противника. В начале июля 1941 года КБ Дегтярёва получило задание решить эту проблему; уже 29 августа противотанковое ружье Дегтярёва под патрон 14,5 мм было принято на вооружение РККА.

Пулемёт

Пулемет ДП (Дегтярева пехотный)
Пулемет ДП (Дегтярева пехотный)

Масса без патронов: 9,2 кг
Начальная скорость пули: 840 м/с
Прицельная дальность: 1500 м;
Боевая скорострельность: 80 выстрелов/мин;
Максимальная дальность полета пули: 2500 м
Пулемет ДП (Дегтярева пехотный) можно увидеть в Тульском государственном музее оружия.

ДП и его позднейшие модификации был основным оружием огневой поддержки пехоты (звена «взвод-рота») в советских войсках вплоть до окончания Великой Отечественной. ДП устанавливали на малые торпедные катера в качестве оружия самозащиты. Ставили его и на мотоциклы М-72; конструкция крепления пулемёта к коляске позволяла вести бой даже с самолётами.

В 1944 году началось производство ДПМ («Дегтярёва пехотный модернизированный»). Конструктор решил проблему с перегревом возвратно-боевой пружины (она была установлена в специальную трубку в спусковой раме над прикладом), улучшил спусковой механизм и обеспечил возможность смены ствола на боевой позиции.

Всего были выпущены рекордные 795 тысяч экземпляров «Дегтярёвых пехотных». Для германских солдат ДП представлял особую ценность в качестве трофея — даже серьёзно потрепанные в боях экземпляры сохраняли полную боеспособность.

По окончании Второй мировой пулемет был снят с вооружения, но и широко поставлялся в дружественные СССР страны — например, в армиях Албании и Румынии ДП использовали до середины 1960-х годов.

Автор этого текста — журналист и блогер Дмитрий Сироткин. Подписывайтесь на его канал про автомобили и мотоциклы — «Все что движется».

Впервые текст был опубликован на сайте «Большой музей».