Найти тему

Что скрывает молитвенник крепостной актрисы

Существует много критериев, по которым книгу относят к редким изданиям. Это не только год публикации, но и малотиражность, особое художественное оформление, наличие экслибрисов, владельческих, дарственных надписей, автографов и рукописных помет. Некоторые книги становятся редкими из-за известности человека, ею владевшего. Одной из самых ценных книг, хранящихся в Научной библиотеке Музея истории религии, безусловно, является молитвенник Прасковьи Ивановны Жемчуговой, жены графа Н. П. Шереметева.

Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова. Портреты работы Н.И. Аргунова
Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова. Портреты работы Н.И. Аргунова

Граф Николай Петрович Шереметев (1751 - 1809) принадлежал к старинному дворянскому роду. Он прекрасно разбирался в европейской экономике, политике, искусстве. Но главным делом своей жизни считал служение искусству - театру и музыке. Он прославился как меценат, собиратель художественных коллекций, владелец одного из лучших крепостных театров России. В его домашнем театре в имении Кусково наиболее одаренные юноши и девушки, отобранные из его крепостных, обучались основам актерского мастерства, музыке, пению и танцам. Будучи одним из самых богатых дворян той эпохи, он был известен своей исключительно щедрой благотворительностью. Благодаря его попечительству выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр по серьезности постановок, по художественному стилю их оформления и, в первую очередь, по уровню подготовленности талантливой труппы стал ведущим театром России. Примой его театра была Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова). Она родилась в 1758 году, в многодетной семье обыкновенного деревенского кузнеца, крепостного графа Шереметева. Семилетней девочкой ее взяли в господский дом, уже тогда заметив в маленькой Прасковье необыкновенные артистические способности. Сценическому мастерству ее обучали лучшие певцы, музыканты и актеры, в том числе и приглашенные графом иностранцы. Особенно славился голос Прасковьи Жемчуговой — редкое по красоте тембра и подвижности лирическое сопрано, восхищавшее самых взыскательных меломанов. 

В 1797 году Павел I, пожаловав графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев взял с собой в столицу лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. Однако в сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она была вынуждена оставить сцену.

В 1798 году Николай Шереметев дал вольную Прасковье Ивановне и всей семье Ковалёвых. 6 ноября 1801 года, получив разрешение императора Александра I, граф обвенчался с ней. 3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила сына Дмитрия. Беременность и роды подорвали её здоровье — она умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Прасковья Ивановна была погребена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге. По ее завещанию были определены пособия для неимущих невест, для нуждающихся ремесленников и их семей, определялись также средства на выкуп должников из тюрем и на погребение бедных. В память о любимой жене граф Шереметев построил в Москве Странноприимный дом (ныне – НИИ им. Склифосовского).

Книгу из нашей библиотеки держали в руках представители четырех поколений дворянского рода Шереметевых.

Титульный лист молитвенника. (Книга была отпечатана в 1731 году в типографии Киево-Печерской Лавры
Титульный лист молитвенника. (Книга была отпечатана в 1731 году в типографии Киево-Печерской Лавры

-3

Николай Петрович подарил ее своей жене, а после ее кончины сделал трогательную надпись: «Молитвенник покойной жены [моей] Графини Прасковьи Ивановны Шереметевой [по которому] она неустанными своими молитвами доставила себе жизнь благую [всеми почитаему любимаю] и совершенно Христианский конец подобного которому молю Всевышнего Бога и [заступника] моего [должно] подать недостойному рабу сво[е]му Графу Николай Шереметеву».

Надпись-автограф графа  Николая Петровича Шереметева на втором  форзаце книги, свидетельствующая о том, что книга принадлежала Прасковье Ивановне Жемчуговой
Надпись-автограф графа Николая Петровича Шереметева на втором форзаце книги, свидетельствующая о том, что книга принадлежала Прасковье Ивановне Жемчуговой

Впоследствии молитвенник перешел наследникам: сыну, графу Дмитрию Николаевичу (1803 - 1871), а после - внуку, графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918), государственному деятелю, издателю, меценату, библиофилу и коллекционеру. Он был последним владельцем богатейшей библиотеки, собранной несколькими поколениями графов Шереметевых...

Экслибрисы наследников Прасковьи Ивановны Жемчуговой: экслибрис-наклейка сына Дмитрия и  гербовый экслибрис внука Сергея с надписью по кругу «Изъ книгъ графа Сергiя Дмитриевича Шереметева», фамильным девизом графов Шереметевых «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет всё») и указанием места книги в библиотеке.  Книжный знак был гравирован на меди В. А. Бобровым (1842-1918), русским гравером и живописцем, автором многочисленных портретов деятелей культуры
Экслибрисы наследников Прасковьи Ивановны Жемчуговой: экслибрис-наклейка сына Дмитрия и гербовый экслибрис внука Сергея с надписью по кругу «Изъ книгъ графа Сергiя Дмитриевича Шереметева», фамильным девизом графов Шереметевых «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет всё») и указанием места книги в библиотеке. Книжный знак был гравирован на меди В. А. Бобровым (1842-1918), русским гравером и живописцем, автором многочисленных портретов деятелей культуры

P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик).

Пишите в комментариях, чьи истории любви вас взволновали более всего!