Хотя, наверное, справедливым будет и вопрос: "Зачем про собак и кошек пишет клинический психолог"? У нас же не зоологический канал.
Но - все по порядку.
Речь опять пойдет про депрессии, весьма неприятное заболевание, которое, тем не менее, успешно лечится и лекарственными методами (см., например, "Антидепрессанты..."), и психотерапевтическими (см., например, мою статью ).
Так вот, если говорить про безмедикаментозное терапевтическое вмешательство, то здесь мы активно используем поиск и внедрение "поддержек", своеобразных "якорей", которые делают жизнь человека, страдающего депрессией, менее мучительной.
Это принципиально важно - находить в "постылой" жизни (а именно такой ее делает депрессия в глазах больного) удовольствия и радости. И это именно ЯКОРЯ, позволяющие уцепиться за жизнь. Зачастую - в прямом смысле, поскольку тяжелая депрессия крайне опасна суицидами.
Если переходить к конкретике, то выглядит это примерно так.
Доверителю плохо, ему ничего не хочется, у него нет сил. А ты аккуратно, по возможности - ненавязчиво, пытаешься вытащить из него, что же ему все-таки нравится, что - по душе. На высоте эпизода он отнекивается - ничего не радует, нет смысла жить. А ты раз за разом возвращаешь его к каким-то моментам, которые точно были ему приятны. Пусть не сейчас, пусть раньше, когда еще не было этих жестких сбоев в работе серотонинергической и дофаминергической систем.
И вот потихоньку начинает выплывать.
Что удается поймать чаще всего?
Во-первых, конечно, дети. С ними связаны главные радости нашей жизни. Обнять своего ребенка. Поцеловать в макушку. Подарить ему плюшевого зайца, конфету или сказку на ночь. Увидеть радостные благодарные глаза.
Но дети есть не у всех. А у некоторых не сложились с ними отношения. А некоторые их трагически потеряли, и это самые сложные случаи.
Тогда ищем что-то другое, менее мощное, но тоже работающее: море, природа, искусство, любое творчество и, конечно, интересная работа (с последним в депрессии тоже бывают, как правило, серьезные проблемы).
Я также настоятельно требую от доверителя вести ежедневный "Дневник удовольствий". Туда записывается все: забавное облако на синем небе; легкий ветерок среди жары; эскимо, холодное и с шоколадом (три в одном, кстати: "на серотонин" работает холод в ротовой полости, сладость и масло какао-бобов); любые удачи в жизни, работе и отдыхе; любое красивое, что попалось на глаза (красота, в любом виде, также мощный источник дефицитных нейромедиаторов, но для этого нужно научиться ее замечать).
Такой дневничок мощно работает аж целых три раза:
1. Когда человек замечает что-то приятное (и чем больше старается замечать - тем больше замечает!)
2. Когда записывает "пойманное" удовольствие в Дневник.
3. Когда потом перечитывает его и вновь испытывает пережитое ощущение, пусть и с меньшей "амплитудой".
Очень сильно работает против депрессии помощь другим. Выделяю, потому что это принципиально важно. Затрудняюсь объяснить этот факт с точки зрения нейромедиаторного обмена, но это - факт. В нас изначально заложен инстинкт помощи другому, не зря же существуют "зеркальные" нейроны. Да, у некоторых он забит другими инстинктами или наработанными дурными привычками, но изначально он есть у всех. Потому, если есть возможность у страдающего депрессией кому-то помогать (например, стать волонтером), то это будет мощная поддержка и ему самому.
И, наконец, я всегда ищу у людей с депрессией осознанную ответственность. За тех же детей, за близких, за работу. Осознанная ответственность - тоже мощный якорь, удерживающий больного в этой жизни.
Вот мы и подошли к промежуточному выводу.
Лучшие якоря для страдающего депрессией: замеченные удовольствия, помощь другим и осознанная ответственность.
А теперь, самым естественным образом, мы перейдем к собакам и кошкам!
Третий раз в маленькой заметке замечаем "тройное действие" одного и того же акта - в данном случае, заведения домашнего питомца.
Приведя в дом животное, мы получаем радость общения, заботу о нем и, конечно, ответственность. Не раз и не два, больные, задумываясь о суициде, отказывались от него, потому что "кто ж будет моего пса кормить и выгуливать". Так что сколько угодно случаев, когда человек подбирал дворняжку, спасая ей жизнь, а та потом возвращала долг с лихвой.
Впрочем, и без таких крайностей, как спасение от суицида, наши меньшие друзья помогают нам по полной форме. Например, ежедневные прогулки - лекарство от гиподинамии и... бесцельности существования, которое так мучает страдающих депрессией. Вот уж где цель очевидна: если пса не выгулять, все знают, что будет дальше.
С кошками, вроде, и гулять не надо. Но тоже требуют заботы. И отдают в ответ ласку и тепло. Как раз то, чего в депрессии так не хватает.
Лично я всегда был окружен животными. Кого только не было в доме! Одно время жили вместе две крупных собаки и маленькая кошка, причем, сами понимаете, кто в компашке был главным:).
А теперь - про опасения. Все мы знаем, что животные могут переносить паразитов, общие с человеком заболевания и т.д.
Новые проблемы касались переноса коронавируса (правда, пока что такой путь передачи инфекции не подтвердился).
И это верно. И глистов могут притащить в дом, и даже - теоретически - бореллиоз (болезнь Лайма). Но вот ведь незадача! Казалось бы, животные в доме - лишняя опасность. Однако медицинская статистика утверждает совсем иное. То есть, "собачьи и кошачьи опасности" вроде бы не выдуманы, но цифры показывают, что у детей из семей с животными - заметно более высокий уровень здоровья. Как физически, так и психически. То же самое касается и взрослых, особенно - одиноких.
Ну и, как всегда, резюме.
1. Радости и удовольствия окружают нас всегда, даже когда нам очень плохо. Важно научиться их видеть. Это умение - нарабатываемое, пусть и непросто.
2. "Дневник удовольствий" - такое же лекарство, как ингибиторы обратного захвата серотонина. Может, не столь мощное, но зато уж точно без побочных явлений.
3. Домашние питомцы - радость, помощь другим и осознанная ответственность одновременно.