Я, следователь... СССР, 1972. Георгий Калатозишвили. Сценаристы Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер (по собственной одноименной повести). Актеры: Вахтанг Кикабидзе, Ингрида Андриня, Вия Артмане, Баадур Цуладзе, Михаил Никитин и др. 24,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Сыну талантливого режиссера Михаила Калатозова (1903-1973), Георгию Калатозишвили (1929-1984) не удалось в своем творчестве приблизиться к знаменитым фильмам своего отца («Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба», «Красная палатка» и др.). Г. Калатозишвили поставил девять полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых популярных советских кинолент попал только детектив «Я, следователь..» с молодым тогда Бубой Кикабидзе в главной роли.
Советские кинокритики отнеслись к этому детективу сдержанно, подчеркивая (в качестве похвалы), что в фильме «очень наглядно показано, что следственная работа, кроме всего прочего, — это тяжелая физическая нагрузка, адское терпение, которое не каждому по плечу» (Ревич, 1983: 44). Ревич В.А. Кинодетектив: уголовный розыск и художественный поиск. М.: ВБПК, 1983. 160 с.
Шах королеве бриллиантов. СССР, 1974. Режиссер Алоиз Бренч. Сценаристы: Миермилис Стейга, Владимир Кайякс. Актеры: Лидия Пупуре, Гунарс Цилинский, Улдис Думпис, Лилита Озолиня, Паул Буткевич, Лидия Фреймане и др. 24,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Советская кинопресса встретила эту работу Алоиза Бренча (1929-1998) весьма критически.
Кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006) отметил, что «Шах королеве бриллиантов» отличается «полным забвением человеческого содержания представленной нам детективной суеты. Здесь фабула также распадается на несколько «ритуальных действ», выполняемых только потому, что таковы «требования жанра». … Детективная завязка потеряла смысл, ради которого она и была изобретена; томление зрителя скоро угасает, и он остается равнодушным к затянувшемуся мельканию гипотетических виновников» (Михалкович, 1974: 87-88). Михалкович В. Ложе канонов и русло жизни // Искусство кино. 1974. № 1. С. 84—100.
Столь же строг к этому детективу был и кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997), подчеркнувший, что «стремление к поверхностным эффектам начинается … с названия … «Шах королеве бриллиантов». Может ли устоять зрительское сердце перед такой афишей? Но прежде чем рвануться к кассе, попробуем все же вдуматься, а какой, собственно, смысл вложен в название? Шах — ведь это всего-навсего предупреждение. Неужели действия нашей славной милиции по обезвреживанию преступников ограничиваются предупреждениями? Да и шахи королевам как будто не объявляются… Смотришь этот фильм и думаешь: какие же новые жизненные уроки мы должны извлечь из довольно неумелого расследования одного уголовного дела…, чья несложившаяся судьба заставит сжаться от горечи наши сердца, или, наоборот, к кому из персонажей мы должны отнестись с ненавистью и презрением? Да ничья и ни к кому» (Ревич, 1983: 44-45). Ревич В.А. Кинодетектив: уголовный розыск и художественный поиск. М.: ВБПК, 1983. 160 с.
А что думаете Вы, уважаемые читатели, об этих кинодетективах?
Александр Федоров, 2020