Найти тему
Клиника доктора Шурова

Топ-5 причин переедания. Комментирует психиатр

Оглавление

За последние месяцы вынужденного «домоседства» постоянное переедание стало острой проблемой. Каковы главные причины болезненного переедания, и что формирует наши отношения с едой – рассказывает главный психотерапевт нашей клиники Екатерина Шурова.

Топ-5 причин переедания

Еда – это витальная (жизнетворная) потребность, одна из базовых основ жизнедеятельности.

Кроме удовлетворения биологического голода, прием пищи тесно связан с психической сферой жизни.

В пищевом процессе участвуют все каналы восприятия: мы видим еду, трогаем, обоняем, пробуем на вкус и даже «слышим» − например, характерные хрустящие звуки овощей.

Еда дает эмоциональное насыщение, может менять наше настроение.

Можно выделить 5 наиболее важных и распространенных причин потери контроля над приемом пищи:

· Подмена эмоциональных потребностей

· Агрессивное влияние внешних стимулов

· Внутренний конфликт на фоне «стандартов красоты»

· Защита от интимных взаимодействий

· «Детская» пищевая зависимость

Рассмотрим подробнее каждую из этих форм проблемного отношения к еде.

Подмена эмоциональных потребностей

При помощи еды мы можем временно решить целый ряд психологических проблем:

· Стресс. Простые углеводы − сладости, газировка, фаст-фуд, алкогольные напитки и десерты − очень быстро усваиваются и содержат глюкозу. А она резко повышает уровень «гормона счастья» дофамина, который снижает уровень тревоги и дарит чувство удовольствия.

· Поощрение. При недостатке воли и мотивации человек может включать еду в свою систему поощрения. Сделал полезное дело – поел. Но мозг быстро привыкает к такой стимуляции дофамина, снижает чувствительность к нему – и для поощрения требуется все больше «вкусностей».

· Развлечение.Еда выполняет и развлекательную функцию. Нам скучно и уныло – и мы едим, чтобы поднять себе настроение и развлечься.

В интернете популярны видео с игрой “Пирог в лицо” - специальной лопаткой игрок отправляет вкусность прямо в лицо оппоненту. Источник: Яндекс
В интернете популярны видео с игрой “Пирог в лицо” - специальной лопаткой игрок отправляет вкусность прямо в лицо оппоненту. Источник: Яндекс

Агрессивное влияние внешних стимулов

Индустрия питания развивается крайне агрессивно − маркетологи используют все рычаги влияния на наше восприятие:

Аромамаркетинг

Рестораны, фастфуды и фуд-корты в больших торговых центрах используют ароматизаторы, чтобы пробудить или усилить чувство голода у покупателей.

-3

В крупных ТЦ есть арома-станции с регулировкой интенсивности аромата, а во время конкретной «пищевой» рекламы в зале кинотеатра могут распылять нужный аромат.

Фудстайлинг

Продукты и блюда в рекламе выглядят максимально аппетитно – за это отвечают мастера профессиональной food-съемки.

Вместо карамели используется машинное масло, а дезодорант или лак для волос помогает придать фруктам и овощам аппетитный блеск) Источник: Яндекс
Вместо карамели используется машинное масло, а дезодорант или лак для волос помогает придать фруктам и овощам аппетитный блеск) Источник: Яндекс

Социальные образы и стереотипы

Рекламщики грамотно подбирают актеров и декорации. Дорогой шоколад или алкоголь – чувственная сексуальная женщина или уверенный презентабельный мужчина в роскошном отеле. Фастфуд – веселая компания друзей.

Мы покупаем товары для чувства «сопричастности» желанному образу жизни. Источник: Яндекс
Мы покупаем товары для чувства «сопричастности» желанному образу жизни. Источник: Яндекс

Внутренний конфликт на фоне «стандартов красоты»

Реклама не только заставляет нас покупать и съедать больше положенного, но и формирует глубокий внутренний конфликт, нарушающий пищевое поведение:

Посыл пищевой рекламы:

Еда сделает тебя счастливым, уравняет с красивыми, обеспеченными и довольными актерами. Еда активно предлагает себя: “Съешь меня!”

Посыл рекламы одежды, развлечений и индустрии красоты:

Успех, благополучная и счастливая жизнь бывает только у стройных, подтянутых молодых людей.

Такие «двойные» ценности вызывают внутренний конфликт: мы хотим съесть «счастливую» калорийную еду, − и боимся ее, насильно себя ограничиваем.

-6
Это сильный стресс, связанный с одной из важнейших жизненных потребностей. И мы выбираем самое простое решение – «заесть» его!

Защита от интимных взаимодействий

Стройность – одно из основных условий сексуальной привлекательности в современных масс-медиа.

“Твое пляжное тело готово?”. Очередная реклама с типичной стройной красавицей ставит крест на беззаботном летнем отдыхе...
“Твое пляжное тело готово?”. Очередная реклама с типичной стройной красавицей ставит крест на беззаботном летнем отдыхе...

...А интернет-медиа красочно осуждают звезд, набравших лишние кг
...А интернет-медиа красочно осуждают звезд, набравших лишние кг

Из-за такой агрессивной рекламы стандартов красоты мы испытываем дискомфорт – болезненную неприязнь к своему телу, навязчивое желание его изменить, чувство тревоги при внимании со стороны.

А вдруг на меня посмотрят с осуждением? А вдруг я ему понравлюсь, и придется постоянно изнурительно работать над собой, чтобы соответствовать стандартам?

Но энергия сексуального влечения к противоположному полу – это следование инстинкту продолжения рода. Для нее женщине необходимо ощущение базовой БЕЗОПАСНОСТИ.

Постоянная тревога, эмоциональный дискомфорт и нелюбовь к себе разрушают эту энергию, вызывают нарушения либидо даже при здоровой генитальной сфере.

И этот стресс обостряет пищевой инстинкт, заставляет “заедать” негативные эмоции.

Источник: Яндекс
Источник: Яндекс

Так мы получаем вторичную выгоду большого тела: неосознанное переедание делает женщину сексуально непривлекательной для мужчины, а отсутствие сексуального контакта и внимания помогает избежать стресса.

Детская пищевая зависимость

Наше отношение к еде закладывается еще в раннем детстве. Его корень – отношения с матерью.

Если мама удовлетворена жизнью, эмоционально уравновешена, дарит ласку и тепло – внешняя реальность для младенца дружественна и безопасна, а отношение матери становится стабильным объектом внутреннего мира.

Но если мама страдает депрессией или тревожностью, переживает кризис − это тоже передается ребенку.

В стрессовом состоянии мама перестает быть стабильным объектом утешения и защиты – она и сама бывает источником опасности.

И тогда объектом безопасности вместо нее становится еда.

Прежде всего, это молоко матери – его дают, если ты плачешь и нервничаешь, а в процессе кормления тебе дарят тепло и ласку
Прежде всего, это молоко матери – его дают, если ты плачешь и нервничаешь, а в процессе кормления тебе дарят тепло и ласку

Так формируется установка – душевный комфорт, тепло и нежность дает только еда.

И в будущем ребенок переносит образ «материнской защиты» с молока на другие продукты. Более того, теперь еда дарит еще и чувство контроля – она в полном физическом подчинении ребенка, ее можно грызть, кусать, топтать.

Во взрослой жизни у такого ребенка отношения с едой эмоциональны и болезненно-навязчивы – он переедает не для сытости, а для чувства комфорта.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы