Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Возвращение «Святого Луки». (СССР, 1971) и "Чёрный принц" (СССР, 1973)

Возвращение «Святого Луки». СССР, 1971. Режиссер Анатолий Бобровский. Сценаристы: Владимир Кузнецов, Борис Шустров, С. Дерковский, Н. Кондрашов. Актеры: Всеволод Санаев, Владислав Дворжецкий, Олег Басилашвили, Екатерина Васильева, Валерий Рыжаков, Наталья Рычагова, Владимир Смирнов, Паул Буткевич и др. 21,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Чёрный принц. СССР, 1973. Режиссер Анатолий Бобровский. Сценарист Владимир Кузнецов. Актеры: Всеволод Санаев, Николай Гриценко, Тамара Сёмина, Раиса Куркина, Владимир Носик, Александр Калягин, Павел Панков, Геннадий Корольков, Герберт Дмитриев, Игорь Кашинцев, Феликс Яворский и др. 24,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-3

Режиссер Анатолий Бобровский (1929-2007) поставил 14 полнометражных игровых фильмов (в основном – детективного жанра), четыре из которых («Выстрел в тумане», «Человек без паспорта», Возвращение «Святого Луки», «Чёрный принц») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

-4

Прав, кинокритик Евгений Нефедов: в «Возвращении «Святого Луки» «тон задаёт, безусловно, харизматичный Владислав Дворжецкий в образе матёрого уголовника, умеющего втереться к кому угодно в доверие, тщательно взвешивающего каждое сказанное слово (особенно угрозы!), а главное, отличающегося недюжинным умом – реализовывающего изощрённые комбинации на зависть Остапу Бендеру» (Нефедов, 2017). Нефедов Е. «Возвращение «Святого Луки» // All of Cinema. 23.08.2017.http://allofcinema.com/vozvrashhenie-svyatogo-luki-vozvrashchenie-svyatogo-luki-1970/#ixzz6OlWtns6K

-5

Но хорош и Всеволод Санаев (1912-1996), сыгравший в этих двух детективах (и в окончании трилогии – «Версии полковника Зорина») милиционера, ведущего следствие. При этом «душевный склад полковника у В. Са­наева, играющего удивительно вдумчиво, не на ситуациях, а на их аналитическом осмыслении, кажется и самостоятельным, не за­висящим от предложенных обстоятельств и в то же время идеально с ними гармони­рует. Дело, которое ведет полковник, дви­жется без поразительных и неожиданных поворотов, упрямо и солидно направляется к финалу — есть в этом деле, в сюжете нечто от самого Зорина, такого же солидного и ясного во всех своих поступках. Все загадоч­ное, исключительное полковник переводит на язык человеческих побуждений, интересов и страстей, которые ему досконально извест­ны, и соответственно с этим происходит сни­жение, обытовление исключительного» (Михалкович, 1974: 90). Михалкович В. Ложе канонов и русло жизни // Искусство кино. 1974. № 1. С. 84-100.

-6

Нисколько не хуже «Возвращения «Святого Луки», на мой взгляд, получился и «Черный принц», он, в самом деле, «занимателен, и интрига его точна, и детали выверены» (Чайковская, 1973: 9). Чайковская О. Вне подозрений // Советский экран. 1973. № 18. С. 9.

А Вы помните эти детективы, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020