Найти тему
Antítesis

О кризисе либеральной идеи

В интервью газете The Financial Times накануне саммита G-20 в Осаке (2019) В. В. Путин сказал, что «современная так называемая либеральная идея […] себя просто изжила окончательно».

Одни западные и отечественные политики и идеологи кинулись критиковать (или хвалить) Путина за его «правость» (… консерватизм, приверженность традиционным ценностям), другие же — за его «левость» (… стремление всё изменить, нарушить существующий «либеральный» порядок вещей).

А что же на самом деле?

Я не собираюсь выяснять, что имел в виду лично Путин. Его слова были произнесены не в обстоятельном докладе под названием «О современном кризисе либеральных идей», а по ходу дела в интервью, где не было ни времени, ни, по всей видимости, желания раскрыть смысл сказанного полностью и исчерпывающе. Думается, Путин сам не до конца понимает о чём говорит.

Местные эксперты из числа охранителей, кинувшись тут же разбирать «кризис либерализма», стали обсуждать внешние его проявления, не видя, в чём состоит его суть.

Вообще, любой «кризис идеи» — это путаница в головах. Распутаем.

Либерализм в узком смысле — это идеология буржуазии; в ней главной ценностью является свобода. Когда зарождался новый класс — буржуазия, то ему нужно было освободиться от пут прежних сословных предрассудков, чтобы иметь право эксплуатировать чужой труд, а это неразрывно связано с правом на власть. Прежний строй не позволял этого всем, а только тем, кто имел на то право по рождению — высшим сословиям. Либерализм же даёт такое право любому, вне зависимости от происхождения.

Но когда капитализм победил и буржуазия стала правящим классом, то идея либерализма никуда не исчезла. Во-первых, либерализм как идеология капитализма необходим для поддержания его (капитализма) на плаву: нельзя вернуться назад к сословной, расовой сегрегации, должна быть свобода для любого человека стать «успешным» (эксплуататором), должна быть экономическая свобода. Во-вторых, либеральная идея личной свободы (слова, мнений, передвижений...) и естественных прав (на жизнь, охрану здоровья, личную неприкосновенность...) имеет корень в вековечном стремлении преодолеть, говоря языком Маркса, отчуждение человека (прежде всего, невозможность человеку в полной мере быть человеком — из-за угнетающего давления внешних обстоятельств, от которых человек стремится избавиться), поэтому принадлежащее не только капитализму, но определяющее общий вектор развития общества — движения к коммунизму, обществу максимально возможной свободы.

Идея свободы была лозунгом и инструментом класса капиталистов в борьбе за власть. После победы капитализма этот же самый инструмент обращается против них, потому что дальнейшая борьба за освобождение означает освобождение пролетариата от гнёта капитала, построение бесклассового общества («скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» при социализме — Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг»).
За так называемым «кризисом либеральной идеи» нужно видеть
кризис капитализма. Либеральная идея становится несовместима с капитализмом и нет никаких способов её с капитализмом примирить.

Либеральная идея сама по себе не находится в кризисе, внутренне она не противоречива. Она жива и востребована как никогда. Это существующий капиталистический порядок вещей несовместим с либеральной идеей. Не либеральную идею надо отвергать, а капитализм!

Либеральная идея, не находя практический выход в единственно верном направлении — уничтожении капиталистических производственных отношений, — идёт в разных ошибочных направлениях и проявляется в извращённых формах: свобода без ограничений (Путин: «Убивай, грабь, насилуй — тебе ничего, потому что ты мигрант, надо защищать твои права»), равноправие разных мнений, включая идиотские, терпимость к асоциальным явлениям... Вот эти внешние и частные казусы неправильного практического выхода либеральной идеи горе-эксперты выдают за «кризис либеральной идеи» и призывают к ограничению либерализма, обращению к традиционным ценностям, «скрепам», религии, сильному государству и пр.

Буржуазные идеологи (а в буржуазных СМИ других нет) находятся в положении «в раскоряку» — им нужно сохранить капитализм, пользуясь либеральной идеей, и спасти его от той же либеральной идеи.

Таким образом, мы не лишний раз убеждаемся: чтобы разрешить какой-либо кризис в головах, нужно применить диалектику, то есть не формальный, не догматический подход к описанию и оценке явлений, а — в развитии, с учётом изменяющихся условий, не абстрактно, а конкретно.

На этапе перехода от предшествующей общественно-экономической формации к капитализму либерализм был полезен капитализму, теперь он, если понимать его в широком смысле, становится для него угрозой.

Итак, «кризис либеральной идеи» — это неправильное название для противоречия между либеральной идеей и капиталистической системой, углубляющееся в современном мире. Разрешить это противоречие можно только уничтожив капитализм.

Альберт Тарасов

Мой Твиттер