Найти в Дзене
Живопись

Мане или Моне: угадайте художника

Честное слово, если бы история дружбы двух этих великих художников — Эдуарда Мане и Клода Моне — не приключилась в реальности, её стоило бы придумать. Вышел бы великолепный приключенческий роман с изрядной долей юмора, повествующий о том, как два близких приятеля то и дело бросали друг другу профессиональный вызов, при этом искренне радуясь успехам своего визави и огорчаясь его неудачам, как своим собственным.

Обоих вдохновляли парижские улочки и венецианские каналы, оба слыли подлинными ценителями женской красоты и обожали создавать жанровые полотна, посвящённые красивейшим уголкам родной Франции, на первый взгляд похожие друг на дружку как родные сёстры. И всё же каждый из них смотрел на этот мир под своим собственным, уникальным углом философского и эстетического восприятия. Создавая полотна, посвящённые одним и тем же сюжетам, они зачастую наполняли их заметно рознящимися смыслами и настроениями. И потому, расположив бок о бок репродукции произведений Моне и Мане, мы порою испытываем ощущение своего рода «стереоскопии». Причём не столько визуальной, сколько более глубокой и сложной — эмоциональной.

1. Натюрморт

«Ваза с пионами», 1864
«Ваза с пионами», 1864
«Букет из гладиолусов, лилий и ромашек», 1878
«Букет из гладиолусов, лилий и ромашек», 1878
Так как же отличить их произведения? Всё довольно просто, если «держать в голове» несколько фактов.

Клод Моне — стопроцентный импрессионист, ценитель красоты момента. Но если некое явление или событие производило на него сильное впечатление, он мог создавать целый ряд работ, посвящённых различным его проявлениям. Скажем проще: если перед Вами — десяток вариаций одного и того же пейзажа, отличающихся меж собою временем суток, сезоном, погодой, но не основной композицией, значит, перед Вами творения Моне.

Эдуар Мане — художник, склонный отображать правду жизни, не подыскивая специально эффектного контекста или особо выразительного момента. Его живопись — очень «честная», и оттого большей частью посвящена простым сюжетам. Видите перед собою констатацию реальности, лишь техникой написания отсылающей к импрессионизму? — Не сомневайтесь: автор данной работы — Мане.

2. Купальщицы

«Купальщицы в Ла Гренуйере», 1869
«Купальщицы в Ла Гренуйере», 1869

Главный герой произведений Моне — это всегда пространство. Сотканный из света и тени (как правило — цветной, а не чёрной и даже не серой) городской или сельский пейзаж, занимающий большую часть работы и оказывающий наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя. Ну а люди, располагающиеся на картине, лишь помогают оттенить её великолепие своими не всегда чётко прописанными фигурами.

А вот Мане (как сказал бы замечательный писатель Юрий Олеша) — настоящий «инженер человеческих душ». Его прежде всего волнует «химия» людских взаимоотношений, динамика их развития.

3. Променад

«Весна (Жанна Демарси)», 1881
«Весна (Жанна Демарси)», 1881
«Женщина с зонтиком», 1886
«Женщина с зонтиком», 1886

4. Венеция. Большой канал

«Большой канал в Венеции», 1908
«Большой канал в Венеции», 1908
«Большой канал в Венеции», 1875
«Большой канал в Венеции», 1875

Моне любил насыщенные и яркие цвета, дополняемые игрой света. А палитра Мане тяготеет к сочетаниям тёмных, сложных оттенков, придающих работам ауру сдержанности и аристократизма.

Ну и наконец, если Вам не слишком помогли вышеприведённые подсказки, то вот ещё одна, самая очевидная: мазок Клода Моне резок и неоднороден, он изобилует точками и пятнами. Мазки Эдуара Мане — как правило — намного ровнее.

5. Флаги

«Улица Монье с флагами», 1878
«Улица Монье с флагами», 1878
«Улица Монторгей. Париж», 1878
«Улица Монторгей. Париж», 1878

6. Завтрак на траве *(внимание на даты написания картин)

«Завтрак на траве», 1865
«Завтрак на траве», 1865
«Завтрак на траве», 1863
«Завтрак на траве», 1863

7. В саду

«В саду»
«В саду»
«В саду. Мадам Моне с сыном»
«В саду. Мадам Моне с сыном»

Автор: Лёля Городная