Не себе, и так сойдёт? Архитекторы и туристы расходятся в своих взглядах.
ForPost продолжает рассказывать о самых последних ремонтах севастопольских лестниц.
Сегодня — о ремонте одной из самых красивых и самой длинной в Крыму лестницы — о спуске на Яшмовый пляж Фиолента. Её ремонтом занимается фирма «Технобилдгрупп» всего - за 6,5 миллионов рублей.
Фотографии, которые мы использовали в данном материале, были сделаны в мае, ещё до завершения ремонта. Сдали ли лестницу в эксплуатацию - не известно. Департамент городского хозяйства хранит молчание и тайну раскрыть не спешит.
Вот она, не вызвавшая никаких претензий у экспертов!
Так красиво и ярко легендарный спуск от Георгиевского монастыря на Яшмовый пляж запечатлён на сайте fiolent.ru.
Пытающиеся посчитать здесь ступеньки, называли разные цифры. Не мудрено, ведь не всегда было понятно, что считать ступенькой, а что — нет.
Теперь, после недавнего капитального ремонта их стало 840, и все они пронумерованы снизу вверх, поэтому их количество вызывать споры больше не должно.
Так же, ширина самой лестницы заметно увеличилась и до самого верха «обрела» перила. Конечно, они могут показаться разрушающим первозданность инородным элементом, но их функция вызвана безопасностью желающих отдохнут на этом диковинном пляже.
Согласно проекту, сверху и до дачи Лазарева поручни сделаны из нержавеющей стали, ниже — покрашенная профильная труба.
Ещё на стадии далёкой от завершения, в марте 2020 года, севастопольские эксперты заявляли: сварочные швы не обработаны для защиты от ржавчины, поручни ненадёжны и болтаются даже при небольшом давлении, соединённое цементом и лишённое единого стиля нагромождение камней в подпорной стене (с кафельными и даже надгробными включениями) уж очень напоминает сельскую ограду.
Тем не менее, прошедшие месяцы не изменили ситуацию.
«Камни друг к другу пригнаны без тщательности. Перила — некрасивы. К тому же то, что из чёрного металла, будет ржаветь и рассыпаться — деньги на ветер. Но большинству всё, наверное, нравится», — предполагает член севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Степан Самошин.
Соглашаться на любое «лучше, чем было» нас толкает общий низкий уровень культуры, считает Самошин. Он отмечает, что качество бутовой кладки и художественность ограждения в частных домах Севастополя в разы выше, чем то, что делается города.
«Нам, ценителям истории и архитектуры, конечно, всё подавай „как было”, — говорит Степан. — Но пока по фото лестницы я вижу единственный плюс: выложенные натуральным камнем площадки и часть ступеней».
С математическим прагматизмом выступил в защиту обновлённой лестницы председатель турклуба СевГУ «Градиент» Александр Стемковский. Он тоже отмечает «хлипкость» перил из нержавейки, но итоговый вывод у него другой.
«Делать перила всей лестницы из нержавейки неразумно: это очень дорого и велик риск, что украдут и перил просто не будет. Лично я за перила», — говорит он.
Доцент кафедры архитектуры и градостроительства и урбанистики СевГУ Ирина Фатеева сделала акцент на качестве работ и неграмотном расходовании народных денег.
«Материал — он, наверное, может быть. Но качество работ — низкое», — говорит она.
Ирина Фатеева также отмечает грубую кладку, плохо сваренные и слабо закреплённые ограждения и обращает внимание на ещё ряд профессиональных моментов:
«У нас сейсмическая зона, а рельеф спуска сложный. Надо было как-то „разрезать” лестницу, чтобы её не сломало и не покорёжило, но я не вижу этих швов. Также я не понимаю, уходит ли со ступеней вода — она ведь будет размывать лестницу, а морозы — растрескают».
Архитектор делает акцент на соответствии лестницы требованиям безопасности и удобства: ступени пролёта были одного размера (иначе идущий «на автомате» человек споткнётся и получит травму), их число не было чрезмерным, а между пролётами были площадки для отдыха.
«В некоторых подъёмах ступеней около 30, а в марше допускается до 16 ступеней. И как человек в возрасте может подняться, не мешая другим? Проектировщик мог бы выбрать заранее места для площадок, где это не вредило бы растениям. Но на продуманный проект деньги тратить не стали — и имеем, что имеем», — комментирует Ирина Фатеева.
Специалист не считает оправданием и смягчающим обстоятельством то, что эта почти горная дорога, что спуск на него изначально был непростым, а строители следовали уже существующим линиям.
«Если брать общенародные деньги, то они должны тратиться один раз, и делаться должно по нормам. Должны быть выполнены требования нормативные — уклон, водоотвод, нормальные крепления перил. А у нас сегодня лестницу слепили, а через три года переделывают», — говорит Ирина Фатеева.
Сложнейший рельеф Фиолента отмечает и профессор МАрХи, архитектор Елена Овсянникова.
«Надо серьезный проект делать, а не просто сварить "на коленке". Это большая работа, требующая обследования территории, так как все может сползти - тут же сейсмика и оползни. Все послевоенные проекты лестниц из бетона и камня делались детально, на основе геосъемки, с участием инженеров», - отмечает она.
Подтвердятся ли печальные прогнозы экспертов, севастопольцам предстоит проверить.
О том, может ли «некрасиво» служить аргументом в споре с экономными реконструкторами, читайте в материале о Крепостном спуске.
Фото: Александр Стемковский
Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен, ForPost Podcast, Telegram, Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках.
ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!
Если не трудно, 👍 «палец вверх» и поделитесь с друзьями! Не забывайте оставлять свои комментарии, по волнующим Вас темам