Есть вот такая фотография из далекого 1944 года. На ней – капитан Федор Донков и его экипаж позируют рядом с подбитой «Пантерой». Фотография сделана в 1944 году, возможно, после того, как танк Донкова первым ворвался в Умань, обойдя вражеские позиции, и два часа дрался с немцами, пока не подошли основные части. И герои этой фотографии еще не знали, что им осталось совсем немного.
Вообще вот это время – весна 1944 года, было очень странным. Красная Армия уже сильна, хорошо вооружена и умеет драться. А вермахт – еще силен, он еще не сломан окончательно и бесповоротно, в него еще не гребут всех школьников и дедов подряд, хотя уже призывают почти совсем мальчишек.
И техники у немцев вполне достаточно. Хоть и не для того, чтобы наступать, но очень чувствительно огрызаться. Особенно, когда советские части зарывались… А зарваться и оторваться было очень просто. Потому что весна, потому что вместо дорог одни направления и танки вязнут в грязи. И часто силы то вроде и есть – например, танки. Но к ним нет ни горючего, ни боекомплекта – они отстали где-то далеко в непролазной украинской и молдавской грязи. А тебе приходит приказ, который ты должен выполнить, несмотря на то, что это – билет в один конец. Прямой путь к званию Героя. Правда, посмертному…
Рота Федора Донкова (иногда встречается и написание «Данков», но я в своей статье оставлю так, как написано в наградном листе) постоянно находилась в передовых порядках. Его «тридцатьчетверки» первыми ворвались в Умань, одними из первых форсировали Днестр, Багву, Буки. Ранее, в 1943 году его танкисты отличились на Курской дуге.
Причем, там, судя по описанию подвига Донкова в представлении на награждение, вообще случилась какая-то былинная история. Танковой роте Донкова записали, что она за день подбила 11 «Тигров», 9 «Пантер» и 4 «Фердинанда». Напомню, что танкисты Донкова дрались на Т-34. Славная история, правда, немцы на Курской дуге потеряли всего 29 «Фердинандов». Получается, что значительная их часть подбита танкистами Донкова, либо в отчетах имелось небольшое преувеличение (в наших отчетах часто называли «Фердинандами» совсем другие немецкие самоходки).
Впрочем, описание подвига, которое написали к наградному листу, вообще больше напоминает былины об Илье Муромце и прототип сценария к «Четырем танкистам и собаке», потому что складывается такое стойкое ощущение, что капитан Фёдор Донков со своим экипажем чуть не в одиночку справился со всем вермахтом.
Тот, кто оформлял этот документ – молодец, обладал несомненным литературным талантом и умел правильно хвалить товарища. Тем более, что товарищу было к тому моменту уже все равно. Он на самом деле геройски сложил свою голову. И хоть и не завалил на самом деле десятки «Тигров» и «Пантер» - подвиг совершил вполне реальный.
Так получилось, что 7 апреля 1944 года капитан Донков на свою голову опять оказался впереди. Нет, не на лихом коне, как Чапаев, а на своей «тридцатьчетверке». Также как ранее в Умани и Багве его танки появились там, где немцы его не ждали никоим образом.
Он получил приказ ворваться на железнодорожную станцию Пырлица в Молдавии. По данным разведки туда должен был прийти эшелон с немецкими танками. Как оказалось, эшелон пришел раньше, разгрузился и со станции ушел. В Пырлице было только несколько танков.
Четыре «тридцатьчетверки» Донкова с приданной маршевой ротой неожиданно ворвались на станцию, подрались через грязь и распутицу, воспользовавшись снегопадом. Причем все получилось настолько неожиданно и удачно, что обалдели все…
Немцы сначала даже не поняли, что русские захватили важный железнодорожный узел. А наши… наверное, не ожидали, что все получится настолько удачно. Поэтому Донков получил приказ, который шансов уцелеть ни ему, ни его людям не оставлял – удерживать станцию наличными силами, помощи не будет.
«А подмога не пришла, подкрепленье не прислали…», как поется в одной народной песне.
Причина того, что на помощь Донкову никого не послали, была проста – советские части оторвались от артиллерии, тылов и снабжения и помогать было просто некому. А для немцев эта Пырлица была важна и рядом находился мощный ударный кулак – дивизия «Великая Германия», которая в те апрельские и майские дни попьет много нашей крови на этом участке фронта. И удара от «Великой Германии» никто, видимо не ждал.
Так как помощь к станции не шла, немцы обложили Пырлицу со всех сторон, а потом начали атаку с использованием «Тигров» и самоходок. Около 30 машин против 4 танков на станции. Причем у нас – «тридцатьчетверки», а против них – в том числе и «Тигры».
По сведениям из наградного листа Донков продержался в окружении двое суток. По немецким рапортам бой был упорным, но все закончилось за один день. Впрочем, немцы всегда были большими специалистами оформить документы так, как надо. Это не только у наших писарей былинное творчество процветало. Например могли записать, что бой закончился за день, потому что станцию в целом заняли, а то, что потом еще сутки «отдельные очаги сопротивления» подавляли – ну так это же мелочи…
Независимо от того, один или два дня дрались вырвавшиеся вперед и окруженные танкисты с приданной пехотой, бой был упорным, дрались до последнего, сдаваться никто не собирался, что отмечают и немцы, понесшие в этом бою серьезные потери. Фёдор Донков остался там, на станции. После того, как все машины подбили и драться уже не было никакой возможности, поднял уцелевших в последнюю атаку.
Кстати, так получилось, что мехводу его экипажа, старшине Макееву, повезло. Судьба повернулась так, что он в этом рейде участия не принимал, остался цел…
Вот такая мои читатели история. О геройской звезде и не пришедшей на помощь подмоге…
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.