Найти тему
Викиум

Как эмоции мешают нам жить?

Оглавление

Они боятся на каждом шагу: быть непонятыми, брошенными, смешными. В дружеской улыбке они могут увидеть подвох и не понимают, в какой момент уместна та или иная эмоция.

Такие люди появляются в тех семьях, где родители пытались привить детям паттерны поведения в той или иной ситуации: что человек обязан или не обязан чувствовать, что хорошо, а что плохо, что скрыть, а что выставить на показ... Родители за ребенка решают, как тому реагировать на происходящее, а он из-за этого становится зависимым от мнения других. И перестает быть самостоятельным.

Вот ключевые родительские установки, которые могут привести к эмоциональной инвалидности:

«Что ты как маленький?!»

Взрослые начинают осуждать расшалившихся детей, даже не пытаясь их успокоить или «переключить».

«Веди себя как взрослый!», «Мне за тебя стыдно!», «Другие дети так себя не ведут!» — эти фразочки нередко можно услышать из уст родителей, которые слишком заняты собой, чтобы спокойно объяснить ребенку основы поведения. Им проще пристыдить или «тюкнуть». В результате во взрослую жизнь выросший ребенок входит с хвостом комплексов и страхов — а так ли я поступаю?

«Я-то в твои годы!»

Если ребенок слышит, как родители постоянно сравнивают его с собой в их юности (и, конечно, сравнение не в его пользу), то он будет ощущать, что везде «не дотягивает», не оправдывает ожиданий, позорит семью. В результате на человеке всю жизнь будут «ездить» другие — родители обрекли его вечно потакать чужим интересам и наплевать на себя.

«Весь в отца!»

Возможно, конечно, и «в мать», но сути это не меняет: презрительные сравнения — это невероятно губительный вариант воспитания.

И здесь налицо тотальное бессилие, либо нежелание родителя полноценно воспитывать ребенка — получается, проще не контролировать, анализировать происходящее, а списать все на плохую наследственность.

Когда такой ребенок вырастает, он тоже избегает ответственности и списывает свои проступки на «плохие гены».

«Ты делаешь из мухи слона!»

Дети воспринимают действительность не так, как взрослые: для них все гораздо важнее, сильнее эмоционально, значимее. Для нас что-то пустяк, а для ребенка — трагедия.

Дети гораздо чутче сопереживают героям фильмов и мультфильмов. И если родитель отвешивает реплику вроде «Не плачь, это просто кино!», то ребенок может засомневаться в адекватности своих эмоций и превратиться в будущем в «сухарь», не способный к эмпатии!

Вот почему развивать эмоциональный интеллект никогда не рано и не поздно.