Найти тему
ФиалкаМонмартра

Литература на лето - зачем это все читать?

Средний сын перешёл в шестой класс. Ещё в мае, когда не закончился учебный год, в родительском чате уже выложили внушительный список литературы на лето с комментарием учителя :"Ведение читательского дневника обязательно".

Для нас это новый опыт - когда училась я и старшая дочка, таких дневников не было.

Рекомендации для оформления читательского дневника
Рекомендации для оформления читательского дневника

Список довольно большой - даже обязательная часть насчитывает 20 авторов, плюс дополнительная - еще 23 автора.

Это только часть списка. Галочками отмечено то, то уже прочитано.
Это только часть списка. Галочками отмечено то, то уже прочитано.

Сразу скажу, что сын, ни разу не являясь эталоном во многих вещах, учится легко и охотно, к тому же очень ответственно относится к учебе - выполняет все задания и в срок. С уроками мы не "сидим", я даже контролирую его очень редко: он доказал, что ему можно доверять. Да, когда ему что-то непонятно, он приходит и спрашивает, я помогаю - но это лишь разовая помощь по факту, а не постоянный вынос мозга: "Почему еще не сделал уроки???"

... Получив этот список, я поняла, то ребенку в 11 лет освоить его будет довольно трудно, учитывая то, что сейчас (увы) огромная часть времени на уроках тратится на банальное "натаскивание" на ЕГЭ. Если в точных науках этот вид контроля усвоения материала я еще могу принять, то в случае литературы я считаю это настоящей катастрофой.

Именно поэтому я решила с литературой на лето именно "сидеть" с ребенком. Я рассказала ему, почему я это делаю и почему считаю это задание действительно важным этапом образования.

Да, я прекрасно понимаю, что с вероятностью 90% учитель осенью будет оценивать задание просто по факту наличия: есть дневник - 5, нет дневника - 2. Я прекрасно понимаю, что половина класса кинется на специальные сайты, типа "краткое содержание для читательского дневника", чтобы сделать "на отвяжись". И это грустно.

Понятно, то двойка осенью настроения не прибавит, но задание стоит сделать не только ради хорошей оценки. По крайней мере, я считаю так.

Фото найдено в интернете
Фото найдено в интернете

Первое - это, как ни странно, удовольствие. Многие книги из списка я читала, что-то пришлось читать, чтобы понимать, о чем беседовать с ребенком. И, к моему приятному удивлению, увидела, что наши мнения с сыном часто сходятся - прочитанная повесть или рассказ действительно ему НРАВЯТСЯ. Можно ли получить эмоции от краткого пересказа в интернете "он пошел, она сказала"? Сомневаюсь.

Второе - знакомство с авторским стилем, с авторским языком - иногда ценность представляет именно это. Довольно банальный сюжет может быть рассказан так, что будет потом вспоминаться долгие годы.

Но самое главное - это умение ПОНИМАТЬ текст, понимать, что хотел сказать автор, уметь анализировать, видеть главное, отсекая второстепенное.

Я никогда не прошу сына пересказать прочитанное. Насколько внимательно он прочитал текст, можно понять, задав два-три вопроса, а вот понять суть, решить загадку, заданную автором - иногда нам и часа не хватает:

Пример "проверки на внимательность". Джек Лондон "Любовь к жизни". Спрашиваю, кем был главный герой? Как он оказался в этом месте? "Путешественником?" - "Нет. Вспоминай, что у него было в мешочке из оленьей кожи, что он пытался сохранить до последнего момента?" - "Золото! Он искал золото". Да, верно. Рассказываю о золотоискателях, о "золотой лихорадке" и попутно о том, что эта тема очень часто поднимается в произведениях Лондона.

Дальше мы ищем тему или проблематику произведения. Думаем, спорим, рассуждаем. Иногда получается найти сразу, иногда сначала смотрим событийный ряд.

Пример. А.С. Пушкин "Метель" - неотвратимость Судьбы, которой человек не всегда может противостоять. А также - человек не всегда понимает, для чего ему даются испытания, жалуется на Судьбу, хотя все может устроиться самым лучшим образом.

Событийный ряд. Можно было бы, конечно, пойти по легкому пути - перечислить подряд все крупные события в книге, но мне показалось более интересным научить ребенка режиссерскому разбору произведения: суметь увидеть исходное событие "с чего все началось", основное (центральное) - "когда все для всех изменилось", поворотное, и финальное - "чем все закончилось".

Пример. Майн Рид "Всадник без головы". Тему мы определили как "торжество справедливости, добро побеждает зло" (нам показалось интереснее именно эта линия, а не любовная). Исходя из этого, сразу видно основное событие - убийство Генри и финальное - разоблачение Кассия Колхауна, как убийцы. А что же было исходным? Вот тут пришлось помучиться, но ответ мы нашли.

Капитан Колхаун убил по трагической ошибке не того человека. Он хотел убить именно Мориса, но в темноте обознался - то есть, надо искать, что было причиной такой ненависти именно к Морису. Ревность? Зависть к удачливому сопернику? Да Кассий был полностью уверен, что Луиза никуда от него не денется, Морис - лишь временная помеха. Нет, ненависть родилась после ссоры и дуэли в таверне, когда какой-то мустангер победил боевого офицера, да еще и пощадил его, не стал добивать, заставил извиниться - такое, действительно трудно простить. Вот оно - исходное событие именно нашей истории, после которого все закрутилось.

...Вот над этими пунктами - тема и события мы, в основном и работаем. Остальное - кто из героев понравился и общие впечатления о книге - сын пишет сам. Единственное табу - это "книга хорошая" и "книга плохая". Можно сказать, что, например, "ни один из героев не вызвал симпатии, потому что..." Или "книга не произвела сильного впечатления, потому что..." " Книгу было тяжело читать, потому что..." - но аргументация обязательна.

И, в заключении - прекрасно понимая, что весь список за лето мы вряд ли осилим, некоторые произведения, из дополнительного списка мы заменили просмотром фильмов - например, "Кортик" и "Всадник без головы", "Сказка о потерянном времени" . Некоторые - дополняем просмотром, например, "Человек-амфибия" или "Ночь перед Рождеством".

Мне очень хочется, чтобы выполнение этого задания помогло ребенку научиться мыслить, анализировать, выделять главное, понимать последовательность и логику событий: "если бы не было этого, то не случилось бы того" и "это произошло потому, что случилось это". Я считаю, что это поможет сыну не только в обучении, но и в жизни. А читательский дневник... Пишем, конечно, но... Разве в нем дело?))

Буду благодарна за подписку и комментарии)) Спасибо всем, кто уже подписался и активно комментирует - для меня очень важно ваше мнение, даже если оно не совпадает с моим))