Найти тему

Что не так со школой?

Оглавление

.

Простые расчеты и основное соображение, почему мы отказались от школы и перешли на семейное обучение по классическому методу.

Современная школа решает свои задачи массового обучения. Это такой конвейер: необходимо за 12 000 часов впихнуть в голову среднестатистического ребенка стандартную программу по 17 предметам.

12 тыс. часов посчитала по предельной нагрузке:
в среднем - 30 часов в неделю,
около 2000 дней за 11 лет, то есть 400 пятидневных недель

Программы детально прописаны и требуют широчайшего охвата фактов. Думаете это хорошо? Конечно, хорошо знать много фактов. Только на выходе "конвейера" получается, что этого обучения хватает в лучшем случае сдать тест в конце года.

Неимоверный темп обучения, еженедельные новые темы, отсутствие возможности задержаться, дождаться понимания ребенком всего того, о чем ему рассказали на этой неделе, - вот реальная картина происходящего. Учителя вынуждены применять террор (двойки, угрозы, устрашение о будущем), зубрежку и готовые формулы.

Прочитали - пересказали - забыли. Прочитали - решили тесты - забыли. Прочитали - подставили в формулу - забыли....

Учителя у нас есть хорошие. Они владеют разным методам обучения, но в условиях жестких требований системы (по времени, по темам, по отчетам, по учебникам и т.д.) они выбирают именно те приемы, которые обеспечат хорошие показатели тестов!!! Это их задача, а не качество образования, которое получит каждый отдельно взятый ребенок. Мы прошли, а если ваш не понял - это ваши/его проблемы.

Такая система! Ничего не сделаешь! Она среднестатистическая и не дает никакой возможности учителям проявить гибкость в выборе методов и программ обучения.

Деградация школьной системы

У сожалению, универсальной программы, которая подошла бы всем детям не существует. Все слишком разные и очень по-разному развиваются. Что может школа? Ну она что-то могла все же... раньше, но стоит понимать, что сегодня мы имеем дело не с какой-то новой системой школьного образования, а с деградировавшей советской школой.

Можете посмотреть индекс образования ООН для разных стран. Россия не высокое положение там занимает. Не Африка, конечно, но как-то обидно.

Да, что там индексы. Достаточно поговорить со своим ребенком и понять, что как-то все не так.

Для нашей семьи последней каплей для ухода из школы стало то, что во втором классе наш сын НИЧЕГО не делал, получал при этом пятерки и даже грамоту в конце года от директора отхватил. Молодец, конечно, но мы решили, что надо бы ему как-то посерьезнее заниматься, а не грамоты получать.

Классический подход

Сначала мы просто занимались по школьной программе, за год освоили программу 3 и 4 классов. Стало понятно, что как-то это все раздуто, размазано на годы, совершенно нет никакой необходимости столько времени тратить на подготовку к тестам.

И тут я узнала, что есть современное направление в педагогике - классический подход. Понравилось невероятно! Этот подход позволяет очень глубоко изучать предметы, вписывая их в единую картину мира ребенка. Понимание, осмысление, принятие в свой мир и объяснение другим - обязательные компоненты обучения. Свои истоки система берет в Древней Греции и Риме. Основными ее принципами руководствовались первые средневековые университеты (Оксфорд, Кембридж, Болонский и другие). Так что система проверена временем. И сегодня набирает своих поклонников и получает новое развитие.

Вот несколько ключевых идей классического подхода.

1. Классический подход исходит из уважения к человеку и человечеству. Классические школы и преподаватели стремятся культивировать мудрость и добродетель в своих учениках. Мораль, искусство, духовность - обязательные компоненты системы образования, которая не понимается, как набор фактов, а восходит к традиции воспитания человека как личности, разумной и цивилизованной.

"Образование без моральных ценностей, насколько бы полезным оно не было, делает человека только более умным дьяволом"
Клайв Льюис

2. Классический подход предполагает наличие смысла в нашем мире. Для разных традиций и эпох - это Бог, Логос, светлое будущее... Мир имеет смысл и он познаваемый. Образование - путь раскрытия этого смысла. Это принцип объединения всех знаний друг с другом, с миром, с ценностями общества, семьи, с самим учеником.

Требование междисциплинарности к школьным программ - в этом же ключе, но явных успехов пока нету в этом. Слишком специализированы предметы и педагоги, которые не могут сделать шаг в сторону от программы и предмета.
Школьники изучают очень сложную алгебру, но при этом не в состоянии оценить ставку по кредиту.

Классический подход при всей своей непрагматичности (нет прямой полезности в изучении латыни, например, или сольфеджио), но гораздо больше дает на практике, потому что требует осмысленности для каждого нового факта и события, попавшего в поле зрения ученика. Формирует невероятно широкий контекст и фоновое знание (кругозор).

Дети учатся пользоваться знаниями. Всеми, какие есть, максимально эффективно и гибко, а не пытаются обогнать Гугл в числе заученных бессистемно фактов. Школьники, вообще, очень быстро "догадываются", что учиться бессмысленно: ты всегда можешь залезть в телефон и все узнать. Но ведь это подмена! Образование не сводится к фактам! Знание - это умение применять, пользоваться теми фактами, которые ты знаешь. А если факты в телефоне, а не у тебя в голове? их просто нет для тебя! Нечем пользоваться.

3. Классический подход предполагает включенность в сохранение и развитии западной культурной традиции. А наша культура - это западная традиция (Пушкин, Толстой, Чайковский, Достоевский - это часть общеевропейского наследия, единый культурный код). Эту традицию надо понять, оценить, сохранить и передать следующему поколению. Ребенок включается в большой процесс, становится частью великой культуры.

4. Реализация названных трех компонентов осуществляется с акцентом на язык (классический тривиум: грамматика, логика, риторика) и математику (классический квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

КАКАЯ РАЗНИЦА?

Классическое образование - это не какая-то корректировка образовательной программы или замена учебников. Они могут остаться теми же. Но меняется сам подход к обучению, как ребенок учится, как мы учим, как оцениваем и управляем процессом обучения.

В центре - ребенок, его возможности, потребности, интересы. У нас более высокие стандарты и цели. ЕГЭ и поступление в вуз? О нет. Для этого не надо 12 000 часов. Хватит пары лет в старших классах. Это очень мелко. У нас всего 12 000, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной, счастливой и осмысленной жизни. Наши стандарты гораздо более высокие, чем ФГОС. Это труднее и требует времени и дисциплины, но это возможно и доступно.

Чтобы узнать больше о классическом образовании, пожалуйста, не спеша загляните на мой блог. Я пишу подробно обо всех аспектах классического подхода и о том, как мы его применяем в семейном обучении. Есть обзоры книг, ресурсов, примеры программ и занятий, онлайн курсов для детей и для родителей, которые стремятся дать детям настоящее образование, которое поможет в жизни и научит думать, а не пересказывать учебники.

Присоединяйтесь к нам в этом неустанном стремлении к мудрости и добродетели.

Ваша #маманасо

Блинова Наталья - политолог, преподаватель, автор @blinova_mamanso

Еще больше информации о семейном образовании в блоге "Мама на СО"подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: https://zen.yandex.ru/id/5ce4414681f64200b4db5731

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Это позволит статьям чаще появляться в ленте. Спасибо!

Группы МАМАНАСО в соцсетях:

ВК: https://www.facebook.com/mamanauchit/

ФБ: https://vk.com/mamanaso