Найти в Дзене

Почтальон - бомбардировщик. Ил-28П (Ил-20)

Аэропорт г.Хабаровск, 1965 год. Ил-28П. Автор фото: Болгарин А. С.
Аэропорт г.Хабаровск, 1965 год. Ил-28П. Автор фото: Болгарин А. С.

Есть в моем архиве интересное фото, на первый взгляд на нем изображён бомбардировщик Ил-28, а на самом деле - это почтовый самолёт ГВФ. Он привёз из Москвы матрицы-клише газеты "Правда". В некоторых документах эта модификация имела индекс Ил-20.

Вообще в КБ Ильюшина с таким названием было три совершенно разных самолета: 1948 г. - тяжелый штурмовик, опытный; 1954г. - самолёт для ГВФ; 1968г - самолет радиоэлектронной и аэрофоторазведки на базе Ил-18.

Ил-28П (Почтовый) . В середине 50-х годов, в СССР, для нужд ГВФ было переоборудовано некоторое количество самолетов Ил-28. На них демонтировалось вооружение и прицельное оборудование, за исключением ПСБН (прибора слепого бомбометания и навигации), снимались и катапультные кресла. Где-то была информация что бомболюки заклепывались и прорезался боковой люк, но подтверждения этому я не нашёл. На Ил-28П проводилась подготовка летного, технического состава и обслуживающего персонала различных наземных служб для эксплуатации реактивных самолетов, а с конца 1954 г. экипажи Аэрофлота приступили к регулярной перевозке на этих машинах почты и грузов.

Ил-28П в частности начиная с осени 1954г выполняли ежедневные ночные рейсы: Внуково-Свердловск-Новосибирск для доставки матриц газет и почты. Первая группа пилотов переучивалась в 1953г в Воронеже. Во Внуково было 4 машины (СССР-Л5401, Л5402, Л5403 и Л5404), летали с 1954 по 1958гг., затем (осенью 1960 г.) получили еще 7. Была еще группа самолётов в Иркутске, Тбилиси и вероятно в Омске. Помимо почтовых функций на самолётах выполняли полеты на зондировку атмосферы по маршрутам. По документам говорят в ГВФ передали 60 штук, но фактически их было меньше. Так-как обычно передавались самолеты без ресурса и в плохом состоянии. Многие пилоты отобранные для полетов на реактивном Ту-104, сначала летали на Ил-28П.

С появлением фототелеграфа необходимость в самолётах пропала.