Что мы знаем об этом человеке, которого в некоторых популярных пособиях называют первым известным по имени правителем Руси? Лгут такие пособия? Или нет?
Воскресенская летопись сообщает, что Гостомысл был неким новгородским старейшиной, и он дал совет призвать на княжение варягов из Прусской земли. Особо подчеркнём, что здесь родиной варягов названа Пруссия. Это давало некоторым историкам (Костомарову, например) основания считать названия Русь и Пруссия однокоренными, одного происхождения, а первых русских князей – пруссами, то есть литовцами.
Никоновская летопись сообщает, что Гостомысл возглавлял племя словен, когда те пришли жить на озеро Ильмень.
Татищевская легенда о державе Гостомысла
Наиболее разработана легенда о Гостомысле в несохранившейся Иоакимовской летописи, которую использовал Татищев. Много веков назад жили два брата: Скиф и Славен. И вот Скиф остался у Чёрного моря и положил начало знаменитому ещё в древности народу, а Славен увёл своё племя на север и основал Великий град – будущий Новгород.
Спустя много поколений в Великом граде правил Буривой. Он успешно воевал с Бярмией, но однажды попал в осаду, устроенную ему врагами, и был смертельно ранен. В это же самое время варяги, пользуясь его отсутствием, напали на Великий Новгород и обложили жителей данью. Новгородцы отправились на север к Буривою, чтобы он скорее отпустил править ими своего сына Гостомысла. Так Гостомысл оказался на отцовском престоле в Великом Новгороде.
Из четверых сыновей Гостомысла не осталось ни одного – все погибли в войнах. Некому было наследовать власть. Но Гостомысл увидел вещий сон о том, что страну должен наследовать сын его средней дочери Умилы, бывшей замужем за варягом. Звали его Рюриком. Объявив об этом всем племенам своего государства (руси, словенам, кривичам, дреговичам, чуди, веси и мери), Гостомысл послал за Рюриком с двумя его братьями.
Таким образом, никакого призвания русских князей нет. Русь – одно из племён государства Гостомысла, а Рюрик был внуком этого Гостомысла по маминой линии. По отцу же Рюрик действительно был варягом.
Зачем упорно не верить Татищеву?
Уже почти триста лет статусные историки доказывают, что Иоакимовская летопись была выдумкой Татищева. Нетрудно увидеть, что чем позже источник, тем подробнее говорится в нём о Гостомысле. Его имени нет в «Повести временных лет». Оно впервые появляется в списках новгородских посадников, начавшихся составляться только в 15 веке. Все первые имена в этих списках считаются чисто легендарными. Указанные летописи были написаны только в 16 веке, а Татищев сочинял уже в 18 столетии!
Но почему мы обязаны исключать версию Татищева на основании лишь того, что использованный им источник не сохранился? А может его Иоакимовская летопись тоже была компиляцией, основанной на других, также не сохранившихся, но вполне реальных источниках? Мы же не подвергаем сомнению существование древних евреев лишь на том основании, что в древнеегипетских папирусах ничего не сказано об их изгнании из Египта!
Как ни странно, на помощь Татищеву приходят западноевропейские средневековые хронисты. Да, там нет о войне Гостомысла с Бярмией (легендарной северной страной скандинавских саг), об его великой державе на севере Руси… Но реальный Гостомысл мог иметь вполне конкретное отношение к реальному Рюрику!
Рюрик действительно мог быть внуком Гостомысла!
В 844 году Гостомысл, князь славянского племени ободритов, жившего на южном берегу Балтийского моря, погиб в сражении с войском германского короля Людовика II.
А теперь вспомним несколько фактов, о которых мы неоднократно упоминали на страницах «Истории Российского государства». Согласно Сигизмунду Герберштейну, австрийскому дипломату и учёному, жившему в 16 веке, Рюрик происходил из племени ободритов, а страна их звалась Вагрией. Отсюда было второе название этого славянского племени – варяги. Впрочем, англосаксонские и датские хроники 9 века совершенно определённо называли ободритов варягами. Правил ими князь Годолюб.
Гипотеза славянского южнобалтийского происхождения первых русских князей имеет солидную научную базу, заложенную Степаном Гедеоновым. Археолог Валентин Седов доказал первоначальное заселение Новгорода славянскими выходцами с южных берегов Балтики.
Так вот, если в 844 году погибает ободритский князь Гостомысл, а в 862 году Рюрик из земли ободритов Вагрии (варяг, то бишь) приезжает княжить в основанный некогда его соплеменниками Новгород, то Рюрик вполне мог быть внуком Гостомысла. Сведение, сообщённое Татищевым, имеет реальную историческую основу! Вот только Татищев его несколько приукрасил сказочными подробностями, а может быть и сам не слишком хорошо разобрался в источнике, чем неизменно сеет к себе недоверие горе-историков с медными лбами.
Имя Буривой также могло быть не выдумано Татищевым, а взято в реальном источнике, явно восходящем к хроникам ободритских князей. Дело в том, что Гостомыслу у ободритов наследовал его пятероюродный брат по имени Мстивой.