Найти тему

5 типов токсичных сотрудников и антидоты к ним

Вы наверняка уже представили себе конкретное лицо или даже несколько – тех людей, которые превращают работу в пытку, которые забирают энергию и время, как черные дыры. Ниже описаны пять самых частых типов токсичных сотрудников. Узнав их поближе, Вы сможете адекватно защититься и вернуть себе возможность спокойно поработать.

1. Обаятельный неряха

Портрет:

Некомпетентный ни в одном вопросе, рассеянный и ненадежный, такой человек может подорвать продуктивную работу и моральный дух целой команды. Мало кто любит трудоголиков, но эти, на первый взгляд, «лапочки» выводят из себя еще сильнее – постоянно обращаясь за помощью и как будто надеясь на таинственного «кого-то», кто должен исправлять их ошибки и доводить работу до конца. Такие сотрудники постоянно создают ловушки для ресурсов компании, замедляя темп работы и порождая разочарование среди своих коллег. Если они не знают, как им добиться поставленной цели или просто не способны на ее достижение, то они потянут на дно и всех остальных.

Чем опасен:

- уверен, что ни за что не сможет добиться успеха;

- дезорганизован;

- ненадежен;

- пассивен;

- сопротивляется изменениям.

Противоядие:

- предложить тренинг личностного роста;

- ввести план повышения эффективности работы;

- ввести частые экспресс-проверки выполнения задач;

- обеспечить необходимую, но не чрезмерную помощь и поддержку;

- посоветовать обратиться к неврологу, обследоваться для выявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания и связанных с этим расстройств.

2. Бездельник

Портрет: бездельник весь день занят – поиском способов отлынивать от работы. Как и Обаятельный неряха, он великолепно умеет тратить чужое время и энергию. Бездельники всегда радуются, когда их коллеги тоже позволяют себе «немного расслабиться». Кажется, что их совершенно не заботит, что о них думают коллеги и руководители. Если их не наказывают за расхлябанность, они будут и дальше заниматься любимым делом.

Чем опасен:

- низкая мотивация;

- не воспринимает всерьез обязательные цели и крайние сроки;

- отказывается работать в быстром темпе;

- склонен убивать время в интернете и соцсетях;

- часто прогуливает и опаздывает.

Противоядие:

Выяснить, чем обусловлено непродуктивное поведение. Возможно, сотрудник затаил какую-то обиду, чем-то недоволен;

- проговаривать четкие ожидания относительно его работы;

- требовать подотчетности;

- использовать внезапные проверки выполнения задач и экрана компьютера;

- замечать и вознаграждать приложение усилий.

3. Мученик

Портрет:

Это полная противоположность Бездельника и, казалось бы, мечта любого руководителя. Но на самом деле сотрудник, который мечтает все сделать сам и постоянно требует признания, может стать еще большей проблемой. В отличие от просто усердного работника, Мученик хочет всем показать, какую жертву он приносит во имя работы. Возможно, он делает это нарочно, но вероятнее всего он работает как проклятый, чтобы что-то доказать самому себе. Так или иначе, но мученики вносят серьезный дисбаланс в действия команды, могут спровоцировать недовольство среди работников и подвержены синдрому выгорания.

Чем опасен:

- не знает собственных возможностей и границ;

- склонен к частым жалобам, подходит к вопросам неконструктивно;

- приходит на работу больным и заражает других;

- подрывает уверенность других людей;

- подвержен выгоранию.

Противоядие:

- обучить делегированию и стимулировать самостоятельное ограничение сотрудником его зоны ответственности;

- утверждать приоритет сотрудничества, а не соревнования между коллегами;

- вовремя отправлять в отпуск и на больничный;

- предложить пройти тренинг управления стрессом;

- стимулировать командную работу, поощрять ее больше, чем индивидуальные усилия.

4. Весельчак:

Общительный, привлекающий всеобщее внимание, лучший друг для каждого, Весельчак воспринимает свою работу как бесконечную вечеринку или театр одного актера. Сплетни и разговоры ни о чем – это его конек и главный приоритет. Конечно, чувство юмора и хорошие отношения с коллегами – это не помеха для работы, но Весельчак заходит слишком далеко. Этот харизматичный сотрудник тратит основное рабочее время (свое и своих коллег) на бесконечную болтовню и кофе-брейки.

Чем опасен:

- его слишком много, он всех отвлекает;

- не сфокусирован на рабочих задачах;

- поверхностное отношение к работе;

- нарушение профессиональной этики;

- стимулирует склоки и офисные войны.

Противоядие:

- постоянно направлять на решение рабочих задач, пресекать попытки отвлечься и отвлечь других;

- устанавливать границы для неформального общения между сотрудниками в рабочее время;

- проговаривать признаки желательного и нежелательного поведения;

- стимулировать использование навыков коммуникации в рабочих целях;

- направлять энергию социального взаимодействия на решение рабочих задач.

5. Социопат:

Согласно исследованиям, каждый 25-й человек с точки зрения психиатрии может быть признан социопатом. Но даже если в личном деле сотрудника нет соответствующей справки, но он ведет себя как социопат, то где бы он ни появлялся, он везде оставит за собой семена разрушения и раздора. Одним своим присутствием Социопат создает атмосферу враждебности и неприятия. Только лишь взглядом и молчанием он подрывает боевой дух, сплоченность и эффективность целой команды, а если Социопат обслуживает клиентов, то может нанести серьезный вред репутации и доходам компании.

Чем опасен:

- пугающее поведение;

- неуважение к правилам и традициям;

- не признает авторитетов;

- проблемы с межличностным взаимодействием;

- манипулирует и саботирует.

Противоядие:

- обеспечивать безопасную обстановку и необходимую поддержку;

- всерьез воспринимать жалобы сотрудника;

- пресекать вызывающее поведение;

- обязательно документировать случаи нежелательного поведения.

Чтобы распознать и нейтрализовать каждый из пяти типов токсичных работников, необходимо уделить этому достаточно времени и сил. Держите под рукой памятку с особенностями Ваших сотрудников и подходящими тактиками поведения, и тогда «токсичные выхлопы» не застанут Вас врасплох. Еще одна важная мера – это создание атмосферы доверия, благодаря которой сотрудники чувствуют себя комфортно и безопасно и знают, что в любой момент могут обратиться к руководству или в отдел кадров для решения своих проблем. Кроме того, доверяйте своим инстинктам, документируйте все негативные ситуации и в случае необходимости удаляйте опасных работников из команды.