Эту историю напомнил мне читатель Иван Телегин, за что ему огромная благодарность. Она произошла во время прохождения мною практики в одном из советских колхозов Кубани. В то время было обычным явлением помощь, по-современному, оказание транспортных услуг колхозам автомобилями «Сельхозтехники».
В командировку в колхозы водители районной «Сельхозтехники» обычно ехали на неделю. Питались в колхозной столовой бесплатно. Ночевали в предоставленном колхозом общежитии. Возвращались в гараж (домой) только на выходные. Иногда, при уборочной страде, пребывали в командировке по несколько недель безвыездно.
Дело было летом. Несколько самосвалов из «Транссельхозтехники» отправили в колхоз, поля которого располагались на берегу Азовского моря, для выполнения различных перевозок, в том числе вывоз удобрений (навоза) на поля. В основном были самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 и 554. В обед и после работы с удовольствием ездили окунуться в море.
Работа простая: приезжаешь к коровнику, где стоит погрузчик, загружающий удобрение. Подаёшь машину под погрузку, загружаешься, отмечаешься у учётчицы и едешь на поле. Разгрузку производили в один приём через определённое расстояние или в несколько приёмов. Схему разгрузки указывали агрономы в зависимости от дозы внесения удобрений на площадь поля.
Бульдозер равномерным слоем распределял выгруженный навоз по полю. Потом заходили два «Кировца» с плугами и за сутки перепахивали поле на «чёрный пар», так называли вспаханное поле, которое предполагалось для засева весной. До зимы на нём производилось ещё несколько обработок культиваторами по удалению сорняков.
Навоз — груз коварный, может прилипнуть к кузову и не ссыпаться после подъёма платформы самосвала. Обычно «залипание» происходит возле переднего борта. В таком случае приходится брать лопату и выковыривать содержимое кузова на поле. Работа не приятная и тяжёлая. Коллеги подшучивают: «Подвалило тебе счастье!».
Один из водителей, не студент, с опытом работы более десяти лет, неоднократно участвующий в вывозе удобрении на поля, не стал брать лопату для освобождения кузова от залипания. Он воспользовался, как он впоследствии объяснял, «проверенным» способом. Сначала движением рывками — не помогло.
Тогда он решил на ходу раскачать машину, чтобы груз выпал самостоятельно. Придавив педаль газа, крутил руль вправо и влево до тех пор, пока раскачка не привела к опрокидыванию самосвала на бок. Пришлось всё равно поработать физически, выгружая опрокинутый самосвал.
Поднимали машину двумя бульдозерами. Одним сначала придвинули кузов к раме, а потом поднимая лопату и аккуратно толкая. Второй с другой стороны тянул тросом, перекинутым через лонжерон. При подъёме кроме царапин кузова, никаких повреждений самосвалу не нанесли. Что не скажешь о повреждениях, полученных при опрокидывании.
В кабине находился домкрат, который вылетел через разбитое лобовое стекло. Крыло и кронштейн зеркала требовали рихтовки. Электролит из аккумулятора вылился. Продолжать работу машина не могла. Водитель повреждений не получил, кроме ушибов, но пребывал в подавленном состоянии.
«На буксире» машину доставили до ремонтных мастерских колхоза, где пришлось провести два дня в восстановлении повреждений. Запчасти доставили из гаража попутной машиной. Колхозные специалисты помогали водителю по мере необходимости. Через два дня водитель опрокинутого самосвала рассказывал о случившемся в жанре анекдота.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.