Так называемый экранный эффект при взлёте и посадке самолётов был обнаружен ещё в 1920-х годах. Спустя примерно десять лет в разных странах Европы (в том числе и в СССР) начались теоретические проработки "экранного" полёта и первые эксперименты. Впрочем, все эти работы были скорее частной инициативой отдельных энтузиастов.
Вершиной разработки и производства экранопланов стали 1970-80-е годы прошлого столетия, при этом наибольшего прогресса в этой области достигли отечественные специалисты.
В СССР исследованиями и опытными разработками в области экранопланостроения занималось, в основном, конструкторское бюро под руководством Ростислава Алексеева. Им был так же создан до сих пор крупнейший экраноплан в мире - ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь". Он был вооружён шестью управляемыми противокорабельными ракетами и представлял из себя грозную силу. Так же стоит отметить работы Роберта Бартини, особенно его противолодочную амфибию с вертикальным взлётом и посадкой ВВА-14.
Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой - до нескольких метров - высоте от поверхности (воды, земли, снега или льда). По международной классификации экранопланы относятся к морским судам.
В настоящее время мы лишь с грустью можем наблюдать отстатки былого могущества, созданного трудом русских людей и потом так легко пущенного по ветру в 1990-х.
Хорошо хоть, что из пяти произведённых экранопланов А-90 "Орленок" два дожили до нашего времени. Один из них установлен в качестве памятника в Каспийске, а другой явзляется экспонатом Музея истории Военно-морского флота России в Москве.
Здесь можно посмотреть мой обзор подводной лодки Б-396 "Новосибирский комсомолец".
В Москву экраноплан прибыл в июне 2007 года. Он был отбуксирован из Каспийска водным путём и установлен в акватории Химкинского водохранилища.
Экраноплан "Орленок" выполнен по самолетной схеме. Это трехдвигательный низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и корпусом - лодкой. Его постоянный экипаж состоит из командира, второго пилота, механика, штурмана, радиста и стрелка.
Основные тактико-технические характеристики экраноплана "Орленок":
- Размах крыла — 31,50 м.
- Длина — 58,10 м.
- Высота — 16,30 м.
- Масса пустого экраноплана — 100 тонн;
- Максимальная взлётная масса — 140 тонн;
- Двигатели — 2 х НК-8-4К (стартовые); 1 х НК-12МК (маршевый);
- Максимальная скорость — 400 км/ч.
- Практическая дальность — 1500 км.
- Высота полёта на экране — 2-10 м.
- Высота полёта в самолетном режиме — до 3000 м.
- Грузовместимость: до 200 пехотинцев или до 28 000 кг груза или 1-2 БТР.
Следует отметить, что несмотря на ряд достоинств экранопланов (большая живучесть и грузоподъёмность, чем у самолётов, а так же большая скорость, чем у кораблей), они имеют и весьма серьёзные недостатки, затрудняющие их массовое использование: низкая маневренность, привязка к водной поверхности без препятствий вроде птиц или других судов, сложность управления и энергозатратный старт.
В общем, это скорее нишевое средство перемещения, предназначенное для решения специальных задач.
А что думают по этому поводу читатели?
Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось и Вы не хотите пропустить новые рассказы о военных музеях и местах воинской славы.
Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен
Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в [LiveJournal] - [Instagram] - [Facebook] - [ВК] - [twitter]