Соло для слона с оркестром. CCCР-ЧССР, 1976. Режиссер Ольдржих Липский. Сценаристы: Морис Слободской, Олдржих Липский, Яков Костюковский, Милош Мацоурек. Актеры:Наталья Варлей, Евгений Леонов, Ива Янжурова, Иржи Совак, Леонид Куравлёв, Александр Леньков, Юрий Волынцев, Савелий Крамаров, Алексей Смирнов, Павел Винник и др. 24,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Олдржих Липский (1924-1986) поставил 13 развлекательных фильмов («Адела еще не ужинала», «Да здравствуют духи!», «Тайна Карпатского замка» и др.), из которых советским зрителям особенно запомнился пародийный «Лимонадный Джо» (1964).
Снятая по сценарию драматургов лучших гайдаевских комедий Морис Слободского и Якова Костюковского, эта цирковая музыкальная комедия «Соло для слона с оркестром» имела успех – как у советских, так и у чешских зрителей.
Сегодняшние зрители вспоминают эту комедию с удовольствием: «Отличный фильм. Можно смотреть в любом возрасте. … Были же мастера!» (Слава). «Прекрасный, легкий, незаслуженно забытый музыкально-развлекательный фильм! Как приятно увидеть наших горячо любимых артистов… Отличные цирковые номера, наша гордость - советский цирк!» (Маргуша).
...А вы любили когда-нибудь? СССР, 1974. Режиссер Игорь Усов. Сценарист Олег Митин. Актеры: Людмила Шагалова, Сергей Филиппов, Георгий Вицин и др. 22,3 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Игорь Усов (1928-1990) поставил 11 фильмов (в основном - развлекательных жанров), из которых только музыкальной комедии «...А вы любили когда-нибудь?» суждено было войти в тысячу самых популярных советских кинолент.
Но это, если не считать телевизионных работ Игоря Усова, а именно они и принесли ему известность у публики: музкомедии «Табачный капитан» (1972) с Людмилой Гурченко и Натальей Фатеевой, «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) с Михаилом Боярским…
Зрители отнеслись к музкомедии «...А вы любили когда-нибудь?» довольно доброжелательно.
А вот кинокритикам она совсем не понравилась. Станислав Рассадин (1935-2012), например, писал, что «стыдливое сознание того, что концы с концами не сходятся, что фильм – ни о чем, заставило их (авторов – А.Ф.) придать ему как бы форму актерского капустника. … С той же целью, наверное, из комедии попытались сделать мюзикл. Попробуйте выкинуть все музыкальные номера: сколько минут останется в фильме? Почти ничего не останется, как ни стараются авторы тормозить свой сюжет с помощью все новых всплесков безумной свекрови. … В общем необычен только результат, вернее, его размеры. Необычен размах пошлости. В остальном же произошло то, что и должно было произойти. Ведь бессмыслица – это отрицание смысла. Бестактность – нарушение такта. Бессодержательность – вторжение дурного содержания» (Рассадин, 1974: 64, 68). Рассадин С. Жора с вывихом, или Жестокость пустоты // Искусство кино. 1974. № 8. С. 61-68.
Со Станиславом Рассадиным была полностью согласна и Наталья Ильина. Она иронично заметила, что в фильме Игоря Усова «характера невнятны, сюжет в строгом смысле отсутствует. Кто бы рискнул построить на этой шаткой основе комедию для театра? А вот для кино – рискуют. … В комедии, как известно, должна присутствовать мысль. Но если нет ни характеров, ни сюжета, то откуда взяться мысли?» (Ильина, 1974: 7). Ильина Н. Безграничные возможности кино // Советский экран. 1974. № 24. С. 7-8.
А что думаете Вы, уважаемые читатели, о музкомедиях «Соло для слона с оркестром» и «...А вы любили когда-нибудь?»?
Александр Федоров, 2020.