Недавно пересматривала “Грязные танцы” впервые за много лет, и меня удивило вот что.
Фильм снят в 1989 году, но в нем действие происходит в 1963 году. То есть снимали как бы про ушедшие времена, а сейчас даже 1989 год - это другое время. Такое двойное ретро.
В фильме беременность и аборт танцовщицы Пенни - важный сюжетный поворот. Именно из-за этого завязалась история. Сначала Бэби достает деньги, чтобы танцовщица могла сделать аборт, а потом заменяет ее в танце.
Немного про аборты в США
Сложно поверить, но до конца 60-х в США аборты были запрещены. Там и сейчас не все слава богу с репродуктивными правами, отдельные штаты по-всякому ограничивают это право. При этом штат Нью-Йорк (в нем происходит дело в фильме “Грязные танцы”) в этом отношении один из самых либеральных. Но в 1963 году аборты были нелегальны везде.
Вернемся к фильму…
Сюжет фильма основан на столкновении двух миров: обслуги, куда входят танцоры и официанты, и состоятельных постояльцев отеля. Бэби - девочка не просто из богатой, но и очень правильной семьи. С моральными ориентирами и нравственными устоями. Истории не было бы, не будь Бэби так воспитана - отец приучил ее, что все люди достойны справедливости, что нельзя быть равнодушной, и что людям в беде нужно помогать.
То, что Пенни, забеременев, думает об аборте как о единственном выходе - это понятно. У нее неустроенная жизнь, и декретный отпуск никак не вписывается в нее, с ребенком она окажется на улице. Но меня поразило, насколько… точно так же думает и Бэби, нежная и залюбленная папина дочка, которая знала только обеспеченную жизнь и обожание.
Ни разу, ни единого слова в фильме не было сказано в осуждение абортов, что это плохо, или что это убийство. (для читателей отмечу, что это не моя позиция). Все сопричастные заняты исключительно одной целью - помочь Пенни. Эмбрион никого не волнует. Если беременность - для нее беда, от нее надо избавиться.
Когда Пенни пострадала от неудачного подпольного аборта, ее снова никто не осуждает. Все стараются ей только помочь. Бэби приводит отца-доктора, и отец зол на Джонни (он думает, что это отец ребенка) но опять же не столько за сам факт аборта как убийства, а за мучения девушки.
По-моему даже слово "ребенок" не разу не произнесли. Нежелательная беременность и аборт называются иносказательно "бедой", прямо как в "Американской трагедии" Драйзера, которая была написана в начале 20 века.
Когда Пенни становится лучше, ее снова никто не осуждает и не стыдит. Бэби рада услышать, что серьезно здоровье не пострадало и Пенни сможет иметь детей. А почему нет? Вдруг что-то в ее жизни изменится.
Понимаете, насколько мир тогда был иным? Никто не снимал и не показывал в школах “Безмолвный крик”, никто не писал рассказы от имени (от лица? от клетки?) эмбриона, никто не совершал психологическое насилие под видом консультации, цель которой - отговорить от аборта.
Аборты людям были нужны всегда, от сотворения мира, и если они были запрещены, людям приходилось выкручиваться, в том числе опасными методами. Сознание людей реагировало соответственно - “это” было не убийством и не главной ошибкой в жизни, а просто проблемой, которую надо решить, желательно гуманным методом, чтобы поменьше мучиться.
Когда изобрели контрацепцию, стало проще предупреждать беременность. Абортов стало меньше, вроде это и хорошо. Но в то же время каждый из них приобрел бОльший удельный вес в жизни женщины, из рутины превратился чуть ли не в триллер. А пролайферская пропаганда и рада стараться, вбивая чувство вины и подталкивая к депрессии.
Вся эта пролайферская дрянь появилась не так уж давно. Массово, во всяком случае.
Для освежения мозгов полезно иногда посмотреть ретро-фильмы.
Почитать еще:
Почему сейчас так много случаев бесплодия, а в СССР не было?