Существуют фотографии, на которых запечатлен на улицах Москвы сочлененный троллейбус маршрута № 1 с бортовым № 0007. На его кузове красовалась надпись латинскими буквами «Sanos-Skoda». Это был троллейбус совместного чешско-югославского производства «Шкода-Санос -200Тр». Он был 1985 года выпуска с зав. № фирмы «ФАС 11 октомври» 14789, зав. № «Шкоды» 9454, изготовленный для г. Скопье. 22. 08. 1986 года троллейбус был отправлен в Москву на выставку, где, однако он находился в опытной эксплуатации в седьмом троллейбусном парке в течение 1986 – 1989 годов. Он имел бортовой № 0007 и работал на маршруте № 1. По информации из разных источников он был списан в 1989 году и возвращен заводу-изготовителю.
Что же это за троллейбус такой?
Первые в мире сочлененные троллейбусы были выпущены еще в 30-е годы, например в Италии. В Чехословакии после второй мировой войны некоторое время работало пять «гармошек» из Италии модели OMS–ISOTA–TIBB, которые во время оккупации немцами из г. Милан были перевезены в чешский город Литвинов, где велись работы по проектированию троллейбусной линии. Во время войны г. Литвинов принадлежал «рейху» («DEUTSCHES REICH»). После освобождения Чехословакии эти троллейбусы курсировали с 1946 года между Литвиновым и Залужим у Моста. Последний из них был списан в 1957 году.
Хотя в ЧССР было освоено производство одиночных троллейбусов, с сочлененными машинами были проблемы, возможности завода не позволяли организовать их серийное производство. Увеличение вместимости было достигнуто путем использования дополнительного прицепа. Самые последние прицепы модели JELCZ Po 1E вместе с троллейбусами ездили в г. Злине (бывший Готтвальдов) до 1975 года. Поскольку заказчик чешских троллейбусов из СССР в те годы решил проблему повышения вместимости путем использования сцепов (троллейбусных поездов), то для решения вопроса с выпуском сочлененных машин еще не наступил благоприятный период. Хотя технология производства электрического оборудования (наличие двигателей мощностью 160 кВт) уже была отработана к концу 70-х годов, существовали проблемы с выпуском кузовов. Предприятие «Шкода» в первый момент заключило договор с фирмой «Икарус» о закупке кузовов автобуса «Икарус-280» и о возможности оснащения их чешским электрическим оборудованием. Однако венгерская сторона за кузова запросила большую сумму, нежели заказчики из СССР готовы были платить за готовые «гармошки», и на этом переговоры были безрезультатно завершены.
В конце 70-х годов фирмой «Шкода» были выпущены первые пять троллейбусов модели «Шкода-14Тр» и готовилось их серийное производство. Начались работы и над проектом сочлененного троллейбуса максимально унифицированного с машиной модели 14Тр. Эксперименты с электрооборудованием мощностью в 160 кВт были завершены, поскольку унификация открыла возможность построения сочлененных троллейбусов с двумя двигателями мощностью 2*100 кВт на второй и третьей оси.
В сентябре 1980 года «Шкоду» посетили представители югославской фирмы «Фас 11 октомври» из македонского г. Скопье. Этой фирмой выпускался сочлененный автобус «Санос-200». Югославская сторона предложила сотрудничество. Построение механической части автобуса было созвучно с идеями чешских конструкторов, готовивших проект троллейбуса Š-15Tr. Соответственно сотрудничество с «Саносом» позволило бы ускорить создание собственного оригинального сочлененного троллейбуса. Автобус «Санос-200» производился по лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» из Германии. Вскоре после подписания коммерческо-технического договора, был подписан договор о создании совместного производства, который после взаимных визитов конструкторов был быстро осуществлен на практике. Уже в 1982 году были изготовлены два прототипа сочлененного троллейбуса «Шкода-Санос-200Тр» для заказчиков из Чехии и Югославии. Как уже понятно для читателей, в кузов автобуса «Санос-200» монтировали электрическое оборудование производства «Шкоды». Это были первые «чешские» сочлененные троллейбусы. Проект двухмоторного троллейбуса показался перспективным, и стало возможным ускорить работы по созданию троллейбуса Š-15Tr, но по разным причинам реализация проекта сильно задерживалась, а чехословацкие транспортники с нетерпением ожидали сочлененные машины. Также большой интерес к «гармошкам» проявил олимпийский город Сараево, ныне столица Боснии и Герцеговины. После двух опытных образцов была изготовлена партия из 67 «Шкода-Санос». Они были поставлены в города Чехии (Острава, Готтвальдов (ныне Злин)), Словакии (Братислава, Прешов) и в Сараево. Помимо производства машин в Чехии, фирмой «Шкода» было отправлено 10 комплектов электрического оборудования в Югославию, которые фирмой «Энергоинвест» были смонтированы в кузова автобусов.
Таким образом, троллейбусы «Санос» были результатом кооперации фирм «Шкода» и «ФАС 11 октомври» из г. Скопье, когда в кузов автобуса «ФАС-200» (лицензия фирмы «Мерседес-Бенц») было смонтировано чешское электрическое оборудование и оборудован интерьер салона. Серийное производство троллейбусов «Санос» осуществлялось с 1983 по 1987 год. Кроме того, электрическое оборудование фирмы «Шкода» было смонтировано в кузове одиночного автобуса «Санос-115». Таким образом, был построен единственный троллейбус «Шкода-Санос-115Тр», который работал в городе Сараево. Последние «Шкоды-Санос-200Тр» доработали до середины 2000-х годов в боснийском Сараево. В Чехии сохраняется музейный троллейбус.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из коллекции автора и с сайта СТТС. Использован материал, предоставленный в далеком 2003 году И. Вобецким из Чехии.
Другие материалы канала по теме транспорта:
Украинские троллейбусы поступят в Чехию?
Транспорт России. Трамвай древней Коломны.
ПАЗ-3237. Миниатюрный брат большого ЛиАЗа.